Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Данилова В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее также - ООО "Тандем"): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Администрации муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я), уполномоченный орган): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее - МКУ "УПСиРИ" МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я), заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Тандем" на действия заказчика МКУ "УПСиРИ" МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я), уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на приобретение компьютерной техники и перифирейных устройств для объекта: "Школа на 220 мест учащихся в с.Хомустах, Намского наслега Верхневилюйского улуса" (изв. N 0116300007017000466), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Тандем" на действия заказчика МКУ "УПСиРИ" МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я), уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на приобретение компьютерной техники и перифирейных устройств для объекта: "Школа на 220 мест учащихся в с.Хомустах, Намского наслега Верхневилюйского улуса" (изв. N 0116300007017000466).
Из текста жалобы ООО "Тандем" следует, что описание объекта закупки составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:
1. Заказчиком установлены требования, которые вводят участников в заблуждение, а именно по позиции "Интерактивная стойка со встроенным планшетом" заказчиком установлено требование "Жесткий диск: не менее 250 ГБ". Между тем, по мнению заявителя, точное количество гигабайт указать не предоставляется возможности, поскольку объём у таких дисков не 250 Гб, а около 233 Гб. Также считает данное требование избыточным, поскольку точное значение указать невозможно до приобретения товара, а участники не обязаны иметь товар в наличии на этапе подачи заявки.
2. По позиции "Интерактивная стойка со встроенным планшетом" заказчиком не установлены параметры, позволяющие определить эквивалентность товара.
3. Позиции "Компьютер библиотекаря" заказчиком "Операционная система - Поддержка браузера". Считают, данное требование некорректным.
4. По позиции "Автоматизированное рабочее место оператора" в разделе "Монитор" заказчиком установлены требования к показателям характеристик товара, при этом характеристики данного товара заказчиком не указаны.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного органа следует, что требования к объему памяти указанно до 16ГБ. Слова "или эквивалент" относится к оперативной памяти, то есть "или эквивалент не хуже DDD3 DIMM" то есть участник мог предложить любую подходящую по объему память, соответствующую по характеристикам памяти DDD3 DIMM. Отмечают, что заявиетель мог написать запрос на разъяснения в установленные законом сроки и получил бы ответ, но участник проигнорировал данную возможность. По позиции "Жесткий диск: не менее 250 ГБ" участник вправе предложить устройство с объемом 250ГБ или более 250ГБ. Все характеристики товара указаны в паспорте изделия или в сертификате или другом документе, который подтверждает соответствие товара. Если участник не имеет документов, подтверждающих соответствие товара (характеристики товара, дату изготовления и т.д.), то участник должен воздержаться от участия, так как не может подтвердить новизну товара (не может подтвердить, что товар, не бывший в употребление). По позиции "Программное обеспечение: Windows, ICLinux или эквивалент", то есть участник вправе предложить устройство, на котором будет установлена одна из предложенных операционных систем (дальше ОС). Участник вправе предложить Windows или ICLinux или другую ОС, которая поддерживается производителем и сможет удовлетворить требованиям заказчика: "Назначение терминала - должен предоставлять информацию об школе, список административных и педагогических работников, новости и анонсы, расписания занятий, любые разделы и блоки, включающие в себя текстовую информацию, изображения, видео, аудио. Должен соответствовать российскому стандарту качества ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и международному стандарту ISO 9001:2000.". Отмечают, что нигде конкретной версии Windows, как пишет участник (Windows 10) не указано. По позиции "Компьютер библиотекаря" установлено следующее требование: "Операционная система - Поддержка браузера, Решение задач с помощью навигации на рабочем столе, Работа в Интернете с помощью встроенного браузера, Подключение к корпоративным сетям с помощью функции присоединения к домену" в данному случае участник должен предложить компьютер, на котором будет установлена операционная система, которая удовлетворяет установленным требованиям. По позиции "Автоматизированное рабочее место оператора" в разделе "Монитор" установлены следующие требования: "Размеры и вес менее 60 x 50 x 50 см и 5 кг". Данное требование предъявлено для размера и веса монитора. Габариты монитора менее60х50х50см. Вес монитора тоже должен быть менее 5 кг.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" - 06.09.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 799 766,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки.
6) предложения о цене контракта поступили от 2 участников закупки.
7) на момент рассмотрения жалобы итог электронного аукциона не подведены.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Тандем" обоснованной на основании следующего.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару, вместе с тем, такое описание объекта закупки должно позволить участникам закупки достоверно установить и указать в первой части заявки параметры товара, удовлетворяющие потребности заказчика, а в случае установления в описании объекта закупки возможности предложения эквивалентных товаров, участник должен знать, какие параметры установлены заказчиком для определения эквивалентности таких товаров.
Как следует из материалов дела, в приложении N1 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены требования к товарам, требуемым к поставке, в том числе:
- пункт 1.1.6. "Интерактивная стойка со встроенным планшетом": Оперативная память: не хуже DDR3 DIMM с поддержкой до 16 ГБ памяти или эквивалент; Программное обеспечение: Windows, ICLinux или эквивалент;
- пункт 1.3.11 "Компьютер библиотекаря": Операционная система-Поддержка браузера.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Пункт 14 Информационной карты аукционной документации содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме, согласно которой первая часть заявки на участие в аукционе участника должна содержать наряду с иными сведениями о предлагаемом товаре, указанными в пункте 13 документации об электронном аукционе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в Приложении N 1 к документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, в приложении N1 "Описание объекта закупки" аукционной документации отсутствуют показатели функциональных, технических и качественных характеристик указанных товаров, которые в силу подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также инструкции по заполнению заявки участникам закупки необходимо представить в составе первой части заявки. Также приложение N1 "Описание объекта закупки" аукционной документации не содержит информацию о неизменяемых показателях данных товаров, что не позволяет участникам закупки достоверно установить и указать в первой части заявки параметры товара, удовлетворяющие потребности заказчика
Таким образом, описание объекта закупки носит необъективный характер, в связи с чем заказчик признается нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Тандем" признана обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
Следовательно, информация, указанная в проекте контракта не должна противоречить информации, указанной в аукционной документации.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В пункте 2.1 проекта контракта установлен порядок оплаты по контракту: Аванс не предусмотрен. Оплата производится по безналичному расчёту, путём перечисления Заказчиком денежных средств на расчётный счёт Поставщика, указанный в контракте. Расчёт производится по факту поставки товара в течение 15 рабочих дней с даты подписания товарных накладных, предоставления счета.
Между тем, пунктом 9 Информационной карты аукционной документации установлено, что расчёт производится по факту поставки товара в течение 10 дней с даты подписания товарных накладных, предоставления счета, (счёта фактуры).
Таким образом, заказчиком, допустившим наличие разночтений в информации указанной в проекте контракта и аукционной документации в части указания срока оплаты поставленного товара, нарушены требования части 13 статьи 34, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Как следует из материалов дела, в разделе 6 проекта контракта определен порядок сдачи-приемки товара, при этом указанные положения раздела 6 проекта контракта не позволяют однозначно определить срок осуществления заказчиком приемки поставленного товара.
Таким образом, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта срок приемки поставленного товара не установлен.
3. В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении закупки.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе с целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Приложением N1 "Описание объекта закупки" аукционной документации на приобретение компьютерной техники и перифирейных устройств установлены требования, в том числе к наличию программного обеспечения: Windows, ICLinux или эквивалент (пункт 1.1.6.).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства N 1236 определены случаи невозможности соблюдения заказчиком запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в том числе, если программное обеспечение, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Также, Постановлением N 1236 определен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно пункту 6 которого размещение такого обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств не установлен, а также не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета в соответствии с положениями Постановления N 1236.
Кроме того, во исполнение положений статьи 14 Закона о контрактной системе также принято Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 г. N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Постановление N 968).
Указанным Постановлением N 968 утвержден перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Перечень).
Предметом данной закупки является приобретение компьютерной техники и перифирейных устройств для объекта: "Школа на 220 мест учащихся в с.Хомустах, Намского наслега Верхневилюйского улуса" - код по ОКПД2 26.20.15.000 "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода".
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что указанный код ОКПД2 26.20.15.000 входит в установленный Постановлением N 968 Перечень.
Вместе с тем, извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация не содержат информацию об ограничениях допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 968.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 3 статьи 14, пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" на действия заказчика МКУ "УПСиРИ" МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я), уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на приобретение компьютерной техники и перифирейных устройств для объекта: "Школа на 220 мест учащихся в с.Хомустах, Намского наслега Верхневилюйского улуса" (изв. N 0116300007017000466) обоснованной.
2. Признать заказчика МКУ "УПСиРИ" МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я), уполномоченного органа Администрацию МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я) нарушившими часть 3 статьи 14, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33, часть 13 статьи 34, пункт 7 части 5 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 64, частей 1, 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МКУ "УПСиРИ" МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я), уполномоченному органу Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Н.Н. Яцкова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 сентября 2017 г. N 06-1045/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2017