Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - ООО "Тандем", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте надлежащим образом уведомлены;
от заказчика Администрации муниципального образования "Легойский 2-й наслег" Усть-Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация МО "Легойский 2-й наслег" Усть-Алданского улуса (района) РС(Я), заказчик): не явились, о месте и времени надлежащим образом уведомлены, представлены письменные пояснения;
рассмотрев жалобу ООО "Тандем" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Легойский 2-й наслег" Усть-Алданского улуса (района) РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории наслега с организацией сквера (парка) отдыха "Ханкырыкы" (извещение N 0116300019417000004), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Тандем".
Из текста жалобы ООО "Тандем" следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации:
1. В нарушение Закона о контрактной системе заказчиком установлены по позициям 8, 9, 15, 18, 19, 31, 32 таблицы "Наименование к основным используемым товарам, материалам" части 2 Описание объекта закупки аукционной документации излишние требования к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
2. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик в позиции 20 таблицы "Наименование к основным используемым товарам, материалам" части 2 Описание объекта закупки аукционной документации установлено требование к материалу "Брусок" не в соответствии с действующим ГОСТ 18288-87.
3. В нарушение Закона о контрактной системе в извещении отсутствует лицевой счет в банковских реквизитах для внесения обеспечения исполнения контракта.
Просят признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.
Из письменных пояснений заказчика следует, что не согласны с доводами заявителя, поскольку:
1. Требования, установленные заказчиком в Техническом задании аукционной документации, полностью соответствуют требованиям действующих госстандартов, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
2. Позиция 20 таблицы "Наименование к основным используемым товарам, материалам" части 2 Описание объекта закупки аукционной документации материал "Брусок" содержит требование в соответствии с ГОСТ 24454-80.
3. Считают, что данный довод необоснованный, поскольку банковские реквизиты при опубликовании извещения не указываются вручную, на стадии опубликования их необходимо выбирать между установленными реквизитами в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) извещение N 0116300019417000004 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки АО "ЭТС" - 12.09.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000, 00 рублей;
4) подано 2 заявки участниками электронного аукциона;
5) к участию в электронном аукционе допущена 1 заявка участника электронного аукциона;
6) на момент рассмотрения дела в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. не опубликован протокол рассмотрения заявки единственного участника закупки.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Тандем" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод заявителя в части установления излишних требований к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчик при формировании документации о закупке вправе не указывать ссылку на определенный ГОСТ, однако в таком случае ему придется приводить обоснование необходимости использования других показателей в соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
При этом, необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к значения, которые станут известными при испытании определенной партии, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Материалами дела установлено, что таблица "Наименование к основным используемым товарам, материалам" части 2 Описание объекта закупки аукционной документации содержит следующее.
8. |
Уайт-спирит |
Уайт-спирит, плотность, |
9. |
Бензин растворитель |
Плотность, г/см3, 0,73 |
15. |
Смола каменноугольная для дорожного строительства |
Плотность смолы при температуре 20 °С 1,15-1,2; содержание влаги не более 4% |
18. |
Краска |
Коэффициент отражения для стен в пределах 0,5-0,7. Цвет краски: белый, серый или серебристый. Время высыхания при комнатной температуре - до 16 часов, время высыхания при высоких температурах около 100 |
19. |
Лак масляный |
Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее 30,0-60,0, условная вязкость при температуре 20 °С по вискозиметру типа ВЗ, с 20,0-65,0, время высыхания слоя до степени 3, ч, не более - при 20 оС около 24 часа; - при (100- 110) С около 20 минут, эластичность плёнки при изгибе, мм, не более 1,0, в соответствии с гос. стандартом, твёрдость плёнки по маятниковому прибору М-3, усл. ед., не менее 0,2, стойкость плёнки к статическому воздействию 3% раствора NaCl при 20 оС, ч, более 2,0, стойкость плёнки к статическому воздействию воды при 20 оС, ч, 46,0 |
31. |
Проволока |
Сварочная легированная, предельное отклонение для проволоки, более: для сварки -0,20; Внутренний диаметр витков мотка проволоки, мм, 500-750, масса мотка проволоки, кг, не более, 30, наружный диаметр мотка, номинальный, менее 650; предел отклонений +50-10, внутренний диаметр мотка, номинальный, менее 450, предел отклонений +20-15, высота мотка, номинальный 90, предел отклонений +8-10, временное сопротивление разрыву проволоки, МПа (кгс/мм2), для сварки, 686-1029 (70-105). ГОСТ 2246-70. |
32. |
Клей |
расход - 800-2000 грамм на квадратный метр в зависимости от вида работ, диапазон рабочих температур - от -20 до +80 градусов по Цельсию, необходимая температура воздуха во время нанесения - +15-+30 градусов, температура хранения - 0-+50 градусов по Цельсию, предел прочности при сдвиге - не менее 3 Ньютонов на квадратный миллиметр, плотность - 1,3 |
Следовательно, позиции 8, 9, 15, 18, 19, 31, 32 таблицы "Наименование к основным используемым товарам, материалам" части 2 Описание объекта закупки аукционной документации содержат показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года N АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
2. Довод заявителя в части установления в позиции 20 таблицы "Наименование к основным используемым товарам, материалам" части 2 Описание объекта закупки аукционной документации требования к материалу "Брусок" не в соответствии с действующим ГОСТ 18288-87 подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" (далее также - ГОСТ 18288-87) устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Пунктом 20 ГОСТ 18288-87 дано определение термину "Брусок": пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Согласно таблице "Наименование к основным используемым товарам, материалам" части 2 Описание объекта закупки аукционной документации установлено следующее.
20. |
Бруски обрезные |
Сосна; ель; лиственница; кедр; пихта длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 150 мм и более, II сорта |
Техническая характеристика материала "Брусок" по показателю "толщина" составляет 150 мм, что не соответствует определению, установленному ГОСТ 18288-87.
Таким образом, описание объекта закупки, в частности, по вышеуказанной позиции, носит необъективный характер.
Заказчиком, уполномоченным органом нарушены пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
3. Довод заявителя в части отсутствия лицевого счета в банковских реквизитах для внесения обеспечение исполнения контракта подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки указывается размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона в разделе платежные реквизиты для обеспечения исполнений контракта отсутствует лицевой счет.
Между тем, пунктом 22 Информационной карты установлены следующие банковские реквизиты:
АМО "Легойский 2-й наслег"
Отделение НБ Республики Саха (Якутия)
ИНН 1427009046 КПП 142701001
БИК 049805001
Р/сч 40204810500000000344
л/сч 03154027009
Назначение платежа: Обеспечение исполнения муниципального контракта (указать предмет муниципального контракта).
Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 8 статьи 42, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе не указан в извещении о проведении электронного аукциона лицевой счет для внесения обеспечения исполнения контракта.
Довод заявителя признан обоснованным.
Жалоба ООО "Тандем" признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В силу части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению N 0116300019417000004 от 12.09.2017 года в рамках данной закупки установлено ограничение в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, а именно участниками закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями.
Как установлено материалами дела, пункт 3.1.2. проекта контракта содержит следующее: "оплата производится по факту выполнения Работ (полностью или частично) на основании выставленного Подрядчиком счета в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня подписания Сторонами акта сдачи-приемки Работ".
Между тем, частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе императивно установлена обязанность заказчика осуществить оплату по контракту, заключенному с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, в срок не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Следовательно, установленный заказчиком срок оплаты по контракту в тридцать календарных дней превышает срок в пятнадцать рабочих дней, установленный частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 3 части 2 статьи 71 Закона о контрактной системе аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком второй части этой заявки единственного участника такого аукциона и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает данную заявку и указанные документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения заявки единственного участника такого аукциона, подписанный членами аукционной комиссии.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0116300019417000004 от 12.09.2017 года дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки установлена на 21.09.2017 года.
Следовательно, 26.09.2017 года крайний срок направления аукционной комиссией оператору электронной площадки протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона.
На момент рассмотрения дела в единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru отсутствовал протокол рассмотрения заявки единственного участника закупки.
Таким образом, аукционной комиссией нарушено положение пункта 3 части 2 статьи 71 Закона о контрактной системе, поскольку аукционная комиссия не разместила протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона в единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru.
На основании вышеуказанного, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Легойский 2-й наслег" Усть-Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории наслега с организацией сквера (парка) отдыха "Ханкырыкы" (извещение N 0116300019417000004) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию заказчика Администрацию муниципального образования "Легойский 2-й наслег" Усть-Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 3 части 2 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика Администрацию муниципального образования "Легойский 2-й наслег" Усть-Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 8 статьи 30, пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 8 статьи 42, часть 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику Администрации муниципального образования "Легойский 2-й наслег" Усть-Алданского улуса (района) Республика Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии В.А. Данилова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 сентября 2017 г. N 06-1029/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2017