Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя муниципального унитарного предприятия "Вилюйская аптека N 5" муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее также - МУП "Аптека N 5", заявитель, предприятие): уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заявителя,
от аукционной комиссии уполномоченного органа государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы (далее также - Госкомзакупок РС(Я), аукционная комиссия, уполномоченный орган) - Игнатьева А.А. (представитель по доверенности),
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Вилюйская центральная районная больница им. П.А. Петрова" (далее - заказчик, ГБУ РС(Я) "Вилюйская ЦРБ") - уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения, а также ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заказчика,
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ФАРМТОРГ" (далее также - ООО "ФАРМТОРГ", заинтересованное лицо) - Ефимов Ю.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу МУП "Аптека N 5" на действия аукционной комиссии Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по бесплатному обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан на 2 полугодие 2017 года (изв. N 0116200007917008399), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба МУП "Аптека N 5" на действия аукционной комиссии Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по бесплатному обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан на 2 полугодие 2017 года (изв. N 0116200007917008399).
В ходе рассмотрения дела жалоба МУП "Аптека N 5" была оглашена в полном объеме.
Из жалобы следует, что заявителем обжалуются действия аукционной комиссии уполномоченного органа по признанию второй части заявки участника закупки ООО "ФАРМТОРГ" соответствующей требованиям аукционной документации.
Указывают, что аукционной комиссией уполномоченного органа не осуществлена проверка наличия в составе второй части заявки ООО "ФАРМТОРГ" лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, наличие которой предусмотрено Описанием объекта закупки.
По мнению заявителя, отсутствие у победителя электронного аукциона указанной лицензии ущемит права больных различными онкологическими заболеваниями, эпилепсией, шизофренией, психическими заболеваниями на получение бесплатных лекарственных средств.
Просят признать жалобу обоснованной
Представитель уполномоченного органа с жалобой не согласилась и пояснила следующее.
В извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации установлено требование о наличии у участников закупки и предоставлении ими лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, включающей в себя работы (услуги) по отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения, хранению лекарственных средств для медицинского применения или хранению лекарственных препаратов для медицинского применения, при этом требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров не установлено.
В составе второй части заявки ООО "ФАРМТОРГ" имеется лицензия N ЛО-14-02-000693 от 21.01.2016 г. на право осуществления фармацевтической деятельности со следующими видами: хранение, розничная торговля, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
В связи с вышеизложенным, заявка ООО "ФАРМТОРГ" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Просит признать жалобу необоснованной.
Представитель заинтересованного лица пояснил, что с жалобой МУП "Аптека N 5" не согласен, ввиду того, что для участия в данной закупке не требуется лицензия на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Установление соответствующего требования ограничило бы количество участников закупки.
Просит признать жалобу необоснованной.
Из письменных пояснений заказчика ГБУ РС(Я) "Вилюйская ЦРБ" следует, что в пункте 15 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее также - Постановление N 890) определенным категориям граждан лекарственные средства отпускаются бесплатно по рецептам врачей, в том числе наркотические и психотропные вещества и их прекурсоры.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются бесплатно, установлен Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.04.2012 г. N 144 (далее также - Постановление N 144).
По состоянию на 02.10.2017 г. в Вилюйском районе наркотическими средствами должны быть обеспечены 4 больных онкологическими заболеваниями (данные лица получают такие препараты как трамадол, промедол, морфин, реланиум и др.), психотропными веществами и их прекурсорами должны быть обеспечены 196 больных психическими расстройствами и 51 эпилептический больной (данные лица получают фенобарбитал, депакин хроно и пр.).
Просят выдать предписание об аннулировании рассматриваемой закупки с выдачей предписания о повторном осуществлении закупки с устранением допущенных нарушений.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 24.08.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 122 534,66 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) по результатам рассмотрения первых частей заявок оба участника закупки были допущены к участию в электронном аукционе;
6) в ходе электронного аукциона поступило 2 предложения о цене контракта.
7) по результатам подведения итогов электронного аукциона вторые части заявок обоих участников электронного аукциона признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
8) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу МУП "Аптека N 5" необоснованной по следующим основаниям.
Из жалобы следует, что участником закупки МУП "Аптека N 5" обжалуются действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) по признанию второй части заявки иного участника закупки соответствующей требованиям аукционной документации.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона N 0116200007917008399-3 от 21.09.2017 г. следует, что вторые части заявок обоих участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 названной статьи аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1 и 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, сведения об установленных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требованиях к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в целях подтверждения своего соответствия таким требованиям, должны быть указаны в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации.
В пункте 29 "Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ, а также дополнительные требования в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 31 Закона N44-ФЗ" извещения о проведении электронного аукциона N 0116200007917008399 указано следующее: "Предъявляются единые требования к участникам. Перечень документов, которые должны быть представлены участниками для подтверждения соответствия: Участник закупки в соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 8 Федерального закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" должен иметь действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, включающую в себя следующие работы (услуги): Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, Хранение лекарственных средств для медицинского применения или хранение лекарственных препаратов для медицинского применения".
В пункте 32 "Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ" части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено аналогичное требование.
Требования о наличии у участников закупки и предоставлении ими лицензии на право осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации не установлены.
При этом в подразделе 2 "Вторая часть заявки" раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе указано, в том числе следующее:
"Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 статьи 31* Закона N44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-9 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ**.
*ВНИМАНИЕ: В случае если в пункте 31 Информационной карты предусмотрено обязательство о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, то участник закупки обязан предоставить копии таких документов".
Материалами дела установлено, что участник закупки ООО "ФАРМТОРГ" в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе представил копию лицензии N ЛО-14-02-000693 от 21.01.2016 г. на право осуществления фармацевтической деятельности со следующими видами: хранение, розничная торговля, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
При изложенных обстоятельствах, действия аукционной комиссии Госкомзакупок РС(Я) по признанию соответствующей требованиям аукционной документации второй части заявки участника закупки ООО "ФАРМТОРГ", представившего в составе заявки копию собственной лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности со следующими видами: хранение, розничная торговля, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, как это было установлено требованиями аукционной документации, являются правомерными и не противоречат положениям законодательства о контрактной системе. Довод жалобы МУП "Аптека N 5" подлежит признанию необоснованным.
Материалами дела установлено, что в пункте 15 таблицы "Требования к услугам (описание) части 2 аукционной документации "Описание объекта закупки" указано следующее: "Лицензия на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - наличие".
Вместе с тем, указание о наличии лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Описании объекта закупки не может быть расценено как установленное к участникам закупки требование к их специальной правоспособности, поскольку положения инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе содержат прямое указание об установлении соответствующих требований в Информационной карте электронного аукциона.
При этом из буквального толкования приведенных в табличной части Описания объекта закупки требований следует, что требования установлены к услугам, порядку их оказания и их результатам.
По результатам внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой заказчика.
Заказчик устанавливает описание объекта закупки таким образом, чтобы по итогам закупки заключить контракт на условиях, максимально отвечающих его потребностям.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, определяющей принцип обеспечения конкуренции контрактной системы в сфере закупок, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 "Осуществление закупок" Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки, должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, свобода заказчика в установлении требований к предмету и участникам закупки ограничена нормами части 2 статьи 8, части 5 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, запрещающими совершать действия и устанавливать требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по бесплатному обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан на 2 полугодие 2017 года
Материалами дела установлено, что в части 2 аукционной документации "Описание объекта закупки" установлены следующие минимальные требования к оказываемым услугам:
N п/п |
Требования к услугам (описание) |
Объем, комментарии |
1 |
Создание резерва качественных лекарственных препаратов, зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств для медицинского применения (ГЛРС) в РФ (реестр ведется на сайте http://grls.rosminzdrav.ru/), изделий медицинского назначения с целью обеспечения прогнозной заявки Заказчика, сформированной ежемесячно на основании потребности |
наличие |
2 |
Хранение лекарственных средств, изделий медицинского назначения |
наличие |
3 |
Доставка лекарственных средств, изделий медицинского назначения, до пунктов отпуска |
наличие |
4 |
Обеспечение в пунктах отпуска отпуск лекарственных средств, изделий медицинского назначения гражданам бесплатно, при предъявлении рецепта врача (фельдшера), выписанного по установленной форме в медицинском учреждении врачом (фельдшером), имеющими право выписки льготных рецептов (согласно приказа МЗ и СР от 12.02.2007 г. N110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания") |
наличие |
5 |
Осуществление оперативного товарного управления между пунктами отпуска, с учетом расхода, остатков и сроков годности лекарственных средств, изделий медицинского назначения в каждом пункте отпуска |
Между пунктами отпуска |
6 |
Постоянное обновление и перераспределение запасов препаратов в пунктах отпуска, а при необходимости оперативное перемещение лекарственных средств, изделий медицинского назначения между пунктами отпуска, в целях предотвращения истечения сроков годности, с обязательным предоставлением ежеквартальной информации заказчику |
наличие |
7 |
Ведение учета финансовых средств, израсходованных на предоставление социальной услуги с ежемесячным предоставлением отчетов, заказчику по утвержденным заказчиком формам |
наличие, не менее одного раза в месяц |
8 |
Осуществление контроля за сроками годности лекарственных средств, изделий медицинского назначения в пунктах отпуска |
наличие |
9 |
Осуществление контроля в пунктах отпуска за условиями хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения в соответствии с требованиями по хранению |
наличие |
10 |
Участие в работе по сбору заявок: анализ движения лекарственных средств, изделий медицинского назначения с учетом остатков лекарственных средств, изделий медицинского назначения в пунктах отпуска и численности граждан, принимает в работу утвержденную ежемесячную заявку заказчика |
наличие |
11 |
Обеспечение учета и хранения подлинников рецептов, по которым были отпущены лекарственные средства, изделия медицинского назначения гражданам и сформированы счета на компенсацию стоимости лекарственных средств |
наличие |
12 |
Информирование заказчика и граждан о невозможности по любой причине осуществления отпуска лекарственного средства, изделий медицинского назначения его замены или отсроченного обслуживания, для принятия совместных мер |
наличие |
13 |
Осуществление информационно-технологического взаимодействия между пунктами отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и систематизация информации с целью предоставления соответствующей отчетности, управления товарными запасами и удовлетворения прогнозной заявки заказчика на основе собственного программного обеспечения, установленного в пунктах отпуска для реализации программы, а также техническая поддержка, содержание и обслуживание указанной автоматизированной информационной системы (программы) |
наличие |
14 |
Ведение учета отпущенных лекарственных средств, изделий медицинского назначения с ежемесячным предоставлением отчетов заказчику по утвержденным заказчиком формам (сбор от всех пунктов отпуска отчетной документации (информации) по отпуску лекарственных средств; составление сводного реестра рецептов отпущенных лекарственных средств через пункты отпуска) и ведение автоматизированного и персонифицированного учета рецептов и лекарственных средств с момента обращения гражданина в пункт отпуска (режим "первого стола"), ведение реестров отпущенных и отложенных лекарственных средств, изделий медицинского назначения, посредством использования вышеназванной программы |
наличие |
15 |
Лицензия на осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. |
наличие |
Исходя из смысла аукционной документации, для оказания услуг по отпуску лекарственных препаратов льготным категориям граждан аптечная организация должна располагать определенным ассортиментом лекарственных препаратов, хранить их в надлежащих условиях в соответствии с существующими требованиями к хранению лекарственных препаратов и в дальнейшем отпустить отдельным категориям граждан по рецептам врачей.
При этом аптечные организации самостоятельно закупают необходимые лекарственные препараты для поддержания требуемого ассортимента, осуществляют их хранение, отпуск льготным категориям граждан по рецептам врачей.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств:
- лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства;
- наркотическое лекарственное средство;
- психотропное лекарственное средство;
- радиофармацевтическое лекарственное средство.
Согласно письменным пояснениям заказчика помимо прочих граждан лекарственными средствами обеспечиваются 4 больных онкологическими заболеваниями, которые применяют наркотические средства (трамадол, промедол, морфин, реланиум и др.), 196 больных психическими расстройствами и 51 эпилептический больной, которые применяют психотропные вещества и их прекурсоры (фенобарбитал, депакин хроно и пр)..
В соответствии с Постановлением N 890 определенным категориям граждан лекарственные средства отпускаются бесплатно по рецептам врачей, в том числе наркотические и психотропные вещества и их прекурсоры.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются бесплатно, установлен Постановлением N 144.
Также из письменных пояснений ГБУ РС(Я) "Вилюйская ЦРБ" следует, что для целей обеспечения вышеуказанных отдельных категорий больных наркотическими средствами и психотропными веществами и их прекурсорами, а следовательно, для исполнения обязательств по контракту, на право заключения которого проводится закупка, исполнителю по контракту необходимо иметь лицензию на право осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1 и 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, сведения об установленных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требованиях к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в целях подтверждения своего соответствия таким требованиям, должны быть указаны в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" на территории Российской Федерации фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии со статьями 20 и 23 Федерального закона от 08.01.1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" для хранения, реализации и отпуска отдельных видов лекарственных средств, в частности наркотических средств и психотропных веществ, требуется специальная лицензия, предусмотренная пунктом 18 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1085, лицензированию подлежит деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки I - III и таблицу I списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, и культивированию наркосодержащих растений, включенных в перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 934, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности.
Материалами проверки установлено, что промедол и морфин включены в список II, а фенобарбитал включен в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N 681.
Таким образом, специальная правоспособность хозяйствующих субъектов, осуществляющих фармацевтическую деятельность и деятельность по хранению, реализации и отпуску наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, подтверждается различными лицензиями.
Следовательно, для участия в рассматриваемой закупке требование к специальной правоспособности участников закупки не установлено должным образом - в извещении о проведении закупки и аукционной документации отсутствует требование о наличии у участников закупки и предоставлении ими лицензии на право осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
При этом услуги по обеспечению отдельных лиц наркотическими и психотропными лекарственными средствами и услуги по обеспечению отдельных лиц иными лекарственными (не являющимися наркотическими и/или психотропными) технологически и функционально не взаимосвязаны, не являются взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми.
Таким образом, действия заказчика по объединению в один лот закупки услуг по бесплатному обеспечению наркотическими и психотропными лекарственными средствами отдельных категорий граждан и закупки услуг по бесплатному обеспечению иными лекарственными средствами (не наркотическими и не психотропными) отдельных категорий граждан влекут за собой ограничение количества участников закупки - указанные услуги должны закупаться отдельно друг от друга.
Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Частными случаями общего запрета на ограничение конкуренции при проведении закупок являются положения части 2 статьи 8, части 5 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, запрещающие совершать действия, в том числе, устанавливать требования к товарам, работам, услугам, если такие действия и требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При изложенных обстоятельствах Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком/уполномоченным органом нарушены часть 2 статьи 8, часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу МУП "Аптека N 5" на действия аукционной комиссии Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по бесплатному обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан на 2 полугодие 2017 года (изв. N 0116200007917008399) необоснованной;
2. Признать заказчика ГБУ РС(Я) "Вилюйская ЦРБ", уполномоченный орган Госкомзакупок РС(Я) нарушившими часть 2 статьи 8, часть 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГБУ РС(Я) "Вилюйская ЦРБ", уполномоченному органу Госкомзакупок РС(Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии Осипова Я.Д.
Члены комиссии: Мохначевская М.Н.
Данилова В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 октября 2017 г. N 06-1059
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2017