Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
"_"
Рассмотрев обращение, поступившее от Захарова В.И., перенаправленное прокуратурой г.Нефтекамск, содержащее признаки нарушения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), по результатам которого 29.06.2017 года заключен контракт N71/17 с ООО "Индустрия" ИНН 0264069132 и в соответствии с п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе и Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N 460 от 21.09.2017 года,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 14.09.2017 года (вх.N12303) поступило обращение, содержащее признаки нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора), в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Законом о контрактной системе предусмотрено, что контроль в сфере закупок осуществляют органы контроля в пределах их полномочий.
В рамках наделенных полномочий, Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) провела проверку осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и установила следующее.
В соответствии с ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
26.05.2017 года Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке АО "ЕЭТП" опубликовано извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0101300001917000087 Ремонт и комплексное обустройство мест массового отдыха г. Нефтекамск: Благоустройство и озеленение аллеи памяти ВОВ с начальной максимальной ценой контракта в размере 19 364 288,52 рублей.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Аналогичное содержится в п.20.1 раздела N2. общие сведения документации об электронном аукционе.
В соответствии с положениями ч.1,3 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 настоящей статьи
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 13.06.2017 года до окончания указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 13.06.2017 года 09:00 часов подано 3 заявки с порядковыми номерами N 1, N 2, N 3.
Рассмотрев поступившие заявки согласно положениям ст.67 Закона о контрактной системе аукционной комиссией Заказчика принято решение о допуске и признании участниками электронного аукционе все шесть заявок.
Согласно протокола проведения электронного аукциона от 16.06.2017 года предложение о цене контракта поступило от участника электронного аукциона с порядковым номером N1. Участник под порядковым номером N2 ценовое предложение не подавал. Участник под порядковым номером N3 отозвал заявку до окончания срока подачи заявки.
В соответствии с положениями ч.1, 2 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Положениями ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе определен печень документов и информации, который должен быть в составе второй части заявки.
В рамках соблюдения указанного положения закона в п.20.2 раздела N2. общие сведения документации об электронном аукционе Заказчиком указан перечень документов и информации, необходимый для второй части заявки.
Рассмотрев вторую частя заявки участника закупки под порядковым номером N1 (ООО "Индустрия") согласно положениям ст.69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией Заказчика принято решение о признании заявки такого участника закупки соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, что отражено в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 16.06.2017 года.
В силу ч.13 ст.69 Закона о контрактной системе в случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся.
Частью 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе определено, что в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному ч.13 ст.69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном ст.70 настоящего Федерального закона.
Согласно п.25 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися, в том числе электронного аукциона в соответствии с ч.1 - 3.1 ст.71 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со ст.69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Таким образом, Заказчиком произведено заключение контракта с единственным участником закупки под порядковым номером N1 с соблюдением п.25 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, после проведения электронного аукциона, признанного по итогам несостоявшимся.
Учитывая изложенное, изложенный в обращении довод Захарова В.И. относительно заключения контракта с ООО "Индустрия" без проведения аукциона, не нашел своего подтверждения.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Установлено, что документацией об электронном аукционе определены следующие сроки начала и окончания предоставления участникам разъяснений положений документации: с момента опубликования извещения по 10 июня 2017 года.
В силу ч.3,4 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как указано в извещении и документации об электронном аукционе датой и временем окончания подачи заявок определено 13.06.2017 года 09:00.
Таким образом, для надлежащего соблюдения нормы ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе и получения ответа потенциальным участникам закупки необходимо направить запрос о даче разъяснений положений документации сроком по 09.06.2017 года.
Вместе с тем, как указано выше, Заказчиком определен последний возможный срок подачи запросов на разъяснение положений документации 10.06.2017 года. Следовательно, потенциальные участники закупки, ориентируясь на сроки, указанные Заказчиком в документации, и направив запрос 10.06.2017 года, не смогут получить разъяснения положений документации, поскольку такой запрос поступит менее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. Кроме того, 10.06.2017 года является выходным днем, суббота.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях, в том числе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются, в числе прочего, труд и здоровье людей.
В силу ст.193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Исходя из изложенного, следует, что фактически, подача запросов на разъяснение положений документации возможна по 13.06.2017 года. Однако получение разъяснений положения документации потенциальными участниками закупки будет невозможно, поскольку срок окончания подачи заявок определен Заказчиком 13.06.2017 года 09:00.
Учитывая изложенное, Комиссия Башкортостанского УФАС России, приходит к выводу, что Заказчиком нарушено положение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, в части установления срока окончания подачи запросов на разъяснение положений документации об электронном аукционе, без учета требований ч.1 ст.2, ч.3,4 ст.65 Закона о контрактной системе.
Данное обстоятельство содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок
внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Поскольку процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является завершенной, что подтверждается наличием муниципального контракта, у Комиссии Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок отсутствуют полномочия по выдаче предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч.10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
Таким образом, проверка доводов Захарова В.И., изложенных в обращении по вопросам качества работ и стоимости работ, не является компетенцией контрольного органа в сфере закупок, равно как и проверка превышения должностных полномочий.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика в лице Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан установлено нарушение п.11 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание об устранении нарушений положений Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Башкортостанского УАФС России для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28 сентября 2017 г. N ВП-156/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2017