Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 21.09.2017 г. поступила жалоба Ахтямова А.Р. (далее - Заявитель) на действия Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (далее - Заказчик) при осуществлении закупки N 0101200009117000008 "Выполнение работ по развитию Подсистемы информационного обеспечения деятельности органов государственной власти Региональной навигационно - информационной системы Республики Башкортостан в части автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения".
По мнению Заявителя, при размещении заказа нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, заявитель считает, Заказчиком в Конкурсной документации необоснованно установлены требования об одностороннем отказе от исполнения контракта, кроме того данные требования противоречат действующему законодательству, а именно п.8,9 ст.95 Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, заказчиком была представлена информация по закупке N 0101200009117000008.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству размещено извещение о проведении закупки N 0101200009117000008 "Выполнение работ по развитию Подсистемы информационного обеспечения деятельности органов государственной власти Региональной навигационно - информационной системы Республики Башкортостан в части автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения".
Согласно абзаца 2 части 3 п. 11.1. проекта государственного контракта в "Разделе N3. Государственный контракт", представленного в составе конкурсной (закупочной) документации, Контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае (всего же контрактом предусмотрено 5 отдельных случаев):
"- Если во время выполнения работ станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Исполнителю разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Исполнителем в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения настоящего Контракта, а также потребовать возмещения убытков;".
Заявитель считает, что Заказчик в своей формулировке "если во время выполнения работ станет очевидным, что она будет выполнена не надлежащим образом" выдвигает необоснованные и избыточные требования к исполнителю. Причем эти требования, выраженные понятием "очевидность", носят субъективный и предположительный характер. При выполнении работ создается предпосылка для коррупционного давления на исполнителя со стороны представителей заказчика, так как понятие "очевидность" количественно не определена и может зависеть от мнения конкретного представителя заказчика. Нет каких-либо критериев и конкретного исчисления такой "очевидности" для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке. Экспертное заключение, с помощью которого можно было оценить степень выполнения работ надлежащим образом, представлено в тексте как отдельный случай (абзац 1 части 3 п.11.1. проекта госконтракта в "Разделе N3. Государственный контракт") и не связано с рассматриваемым "очевидным" случаем одностороннего расторжения контракта. Таким образом, в случае с "очевидным" выполнением или невыполнением работ исполнитель попадает в зависимость от субъективного решения того или иного представителя заказчика. Такая "размытость" является коррупциногенным фактором в закупке.
Заказчиком на заседание комиссии представлены возражения на жалобу, в которых отражено следующее: "1. Подпункт 3 пункта 11 Госконтракта, предусматривающий одностороннее расторжение контракта в случае, "если во время выполнения работ станет очевидным, что работа не будет выполнена надлежащим образом ...." не противоречит ч.8 и 9 ст.95 ФЗ-44. Согласно части 8 ст. 95 ФЗ-44, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Таким образом, при выборе оснований для одностороннего расторжения контракта, закон о контрактной системе, делает ссылку на гражданское законодательство. 2. Предметом закупки являются "работы". Следовательно, правовое регулирование вопросов, связанных выполнением обязательств по выполнению работ по развитию подсистемы информационного обеспечения деятельности органов государственной власти РНИС РБ в части автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения" осуществляется согласно главе 37 ГК РФ. В соответствии с положениями § 1 главы 37 ГК РФ заказчик может отказаться от исполнения договора как в соответствии со ст. 715 ГК РФ, так и ст. 717 ГК РФ. Статья 715 ГК РФ устанавливает возможность отказа от исполнения договора в связи с его ненадлежащим исполнением подрядчиком в случае, когда подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным либо становится очевидным, что работа не будет выполнена надлежащим образом. В соответствии со ст. 717 ГК РФ заказчик может отказаться от исполнения договора немотивированно. В данных статьях предусмотрены различные последствия отказа от договора. Так, например, в случае отказа от исполнения договора на основании ст. 715 ГК РФ, у заказчика возникает право требования возмещения убытков. В то же время при отказе от исполнения договора на основании ст. 717 ГК РФ у заказчика не возникает указанного права. Напротив, он обязан будет уплатить подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе. Кроме того, у заказчика возникнет обязанность возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу. Таким образом, Заказчик, руководствуясь положениями статьи 715 ГК РФ, избрал для себя допустимые основания для одностороннего расторжения контракта, не противоречащие ни закону о контрактной системе, ни гражданскому законодательству".
При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, а также то, что оспариваемый пункт государственного контракта не противоречит гражданскому законодательству, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
В ходе проведения внеплановой проверки закупки Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 96 Федерального Закона о контрактной системе, срок действия банковской гарантии отсчитывается исключительно от срока действия контракта: срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц.
В части 2 статьи 190 ГК РФ указано, что срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (пункт 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66). Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Как следует из пункта п.13.2. проекта контракта, контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с момента его подписания.
В пункте 13.3. проекта контракта указано - Настоящий Контракт прекращает свое действие с момента надлежащего исполнения Сторонами своих обязательств, за исключением случаев, установленных настоящим Контрактом.
Согласно Приложению N2 проекта контракта, Календарный план:
Срок выполнения работ - Не позднее 215 рабочих дней со дня подписания контракта.
Таким образом, окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон по контракту, следовательно, заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта. Из указанных положений контракта, отсуствует возможность однозначно и прямо установить срок окончания действия контракта, так как дата подписания контракта не является строго определенной и зависит от срока подписания как исполнителем, так и заказчиком, кроме того, в ходе подписания контракта могут составляться протоколы разногласий, которые также влияют на перенос даты подписания государственного контракта. Также возможна процедура согласования заключения контракта у единственного поставщика, что также отражается на сроке заключения контракта.
При указанных обстоятельствах, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью конкурсной документации, составлен с нарушением требований ч.3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
В извещении N 0101200009117000008 установлено - Дата и время окончания подачи заявок 21.09.2017 10:00.
Согласно листу утверждения дат конкурсной документации от 15.08.2017 г. заказчиком утверждены следующие даты:
П.2 - Дата и время окончания подачи заявок 21 сентября 2017 10:00.
П.5 - Дата начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации - 31 августа 2017 г. по 22 сентября 2017 г.
Согласно п.8 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
В свою очередь ч.7 ст. 50 Закона о контрактной системе предусматривает, что в течение двух рабочих дней с даты поступления запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Заказчик установил дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации позже даты окончания подачи заявок. Указанный порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, дата окончания срока такого предоставления не соответствуют вышеуказанным нормам Закона о контрактной системе. Данное обстоятельство является нарушением требований п.8 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения имеют признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного и руководствуясь требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Приказа Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Ахтямова А.Р. на действия Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству при осуществлении закупки N 0101200009117000008 необоснованной.
2. В действиях заказчика, установлено нарушение п.8 ч.1 ст. 50, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N Г3-705/17 об устранении нарушений Федерального закона 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
28 сентября 2017 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
на основании своего Решения N Г3-705/17 от 28.09.2017 года и на основании пункта 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству отменить протоколы, составленные в ходе определении поставщика путем проведения открытого конкурса N 0101200009117000008 "Выполнение работ по развитию Подсистемы информационного обеспечения деятельности органов государственной власти Региональной навигационно - информационной системы Республики Башкортостан в части автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения".
2. Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству внести изменения в конкурсную документацию N 0101200009117000008 "Выполнение работ по развитию Подсистемы информационного обеспечения деятельности органов государственной власти Региональной навигационно - информационной системы Республики Башкортостан в части автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения" в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения N Г3-705/17 от 28.09.2017 г.
3. Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству назначить новую дату и время вскрытия конвертов с заявками, дату рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а так же уведомить участников закупки, подавших заявку на участие в открытом конкурсе, о принятом решение, а также о назначении новой даты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе и о возможности отзыва поданных заявок и подачи вновь, с учетом внесенных изменений в документацию о проведении открытого конкурса.
4. Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, продолжить процедуру закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и с учетом положений Решения Г3-705/17 от 28.09.2017 г.
5. Федеральному казначейству обеспечить возможность исполнения п.1 и 2 настоящего предписания.
Предписание исполнить в семидневный срок с момента его получения.
В пятидневный срок с момента исполнения предписания проинформировать об этом Башкортостанское УФАС России с приложением копий документов, подтверждающих данный факт.
Неисполнение настоящего предписания в установленный срок влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству.
Настоящее предписание может быть обжаловано в 3-месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28 сентября 2017 г. N ГЗ-705/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2017