Резолютивная часть решения объявлена 29.09.2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 03.10.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
Оюн С.С. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Сарыг-оол М.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
В отсутствии надлежащим образом извещенных представителей подателя жалобы - ООО "Перспектива", муниципального заказчика - Администрации Чеди-Хольского района Республики Тыва,
рассмотрев жалобу (вх. N 4045 от 25.09.2017 года) ООО "Перспектива" на положения документации электронного аукциона N 0512300000117000011 на выполнение капитального ремонта автомобильных дорог с. Хову-Аксы, начальная (максимальная) цена контракта: 14 893 650, 00 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес муниципального заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам подателя жалобы права и законные интересы общества нарушены действиями муниципального заказчика, а именно:
1. В нарушение законодательства о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона N 0512300000117000011 в разделе "Порядок предоставления обсечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" установлено: "Обеспечение заявки";
2. Заказчик в извещении о проведении закупки установил ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, однако в проекте контракта срок оплаты установлен: "Оплата производится в течение 30 календарных дней с даты предъявления счета-фактуры, оформленного на основании подписанных Заказчиком акта сдачи - приемки "Акт о приемке выполненных работ" по форме КС-2, справки "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" по форме КС-3", что является нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Рассмотрев жалобу, а также проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0512300000117000011 на выполнение капитального ремонта автомобильных дорог с. Хову-Аксы, начальная (максимальная) цена контракта: 14 893 650, 00 рублей, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Муниципальным заказчиком - Администрацией Чеди-Хольского района Республики Тыва на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 10.09.2017 г. размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0512300000117000011 на выполнение капитального ремонта автомобильных дорог с. Хову-Аксы, начальная (максимальная) цена контракта: 14 893 650, 00 рублей.
Муниципальным заказчиком - Администрацией Чеди-Хольского района Республики Тыва на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 11.09.2017 г. размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона N 0512300000117000011 на выполнение капитального ремонта автомобильных дорог с. Хову-Аксы, начальная (максимальная) цена контракта: 14 893 650, 00 рублей.
Документация электронного аукциона N 0512300000117000011 утверждена постановлением Администрации Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва от 06.09.2017 г. N 257.
Согласно протоколу признания электронного аукциона N 0512300000117000011 несостоявшимся от 26.09.2017 г. на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.
На основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион N 0512300000117000011 признан несостоявшимся.
1. В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной систем заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона о контрактной системе.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что в изменениях извещения в разделе порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта установлено следующее: "Обеспечение исполнения контракта", кроме того размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере 4 468 095, 00 рублей, что составляет 30 % от начальной (максимальной) цены Контракта.
Пунктом 34 Информационной карты аукционной документации установлен порядок предоставления обеспечения исполнения контракта:
"Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 ФЗ-44 и Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий"), или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц _".
Согласно пункту 35 Информационной карты аукционной документации определен размер обеспечения исполнения контракта: "30 % от НМЦК (4468095,00 руб.), размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если НМЦК превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 ФЗ-44.
В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта".
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что довод подателя жалобы о ненадлежащем установлении заказчиком информации о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта является необоснованным.
2. Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0512300000117000011 заказчиком установлено, что закупка проводится у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Указанная редакция части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе действует с 01.05.2017 года.
Заказчиком в пункте 3.7 проекта контракта установлено, что оплата выполненных работ по настоящему Контракту производится после выполнения Подрядчиком работ в соответствии с Ведомостью объемов работ (Приложение N 1,2 к Контракту), путем перечисления на расчетный счет Подрядчика. Оплата производится в течение 30 календарных дней с даты предъявления счета-фактуры, оформленного на основании подписанных Заказчиком акта сдачи - приемки "Акт о приемке выполненных работ" по форме КС-2, справки "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" по форме КС-3.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Администрации Чеди-Хольского района Республики Тыва установлено нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления в документации аукциона в электронной форме N 0512300000117000011 требования к сроку оплаты заказчиком выполненных работ (ее результатов).
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком,
исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила определения размера штрафа и пени).
Разделом 13 проекта контракта определена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контракту в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063, которое, в свою очередь, утратило свою силу связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.09.2017).
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Администрации Чеди-Хольского района Республики Тыва установлено нарушение части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в проекте контракта документации аукциона в электронной форме N 0512300000117000011 порядка определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года N 1042.
Комиссия Тывинского УФАС России при решении вопроса о выдаче (не выдаче) предписания об устранении допущенных муниципальным заказчиком - Администрацией Чеди-Хольского района Республики Тыва нарушений, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как было указано выше, в связи с отсутствием поданных заявок на участие в электронном аукционе на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион N 0512300000117000011 признан несостоявшимся.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что установленные в действиях муниципального заказчика - Администрации Чеди-Хольского района Республики Тыва нарушения, не повлияли (не могли повлиять) на результаты аукциона в электронной форме N 0512300000117000011.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной;
2. Установить в действиях муниципального заказчика - Администрации Чеди-Хольского района Республики Тыва нарушение части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в документации аукциона в электронной форме N 0512300000117000011 требования к сроку оплаты заказчиком выполненных работ (ее результатов).
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях муниципального заказчика - Администрации Чеди-Хольского района Республики Тыва нарушение части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в проекте контракта документации аукциона в электронной форме N 0512300000117000011 порядка определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года N 1042.
4. В связи с тем, что выявленные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не повлияли (не могли повлиять) на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе муниципальному заказчику - Администрации Чеди-Хольского района Республики Тыва не выдавать.
Председатель Комиссии |
Ф.А. Хаджиев |
|
|
Члены Комиссии |
С.С. Оюн
М.Ю. Сарыг-оол А. |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 29 сентября 2017 г. N 05-05-06/205-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2017