Резолютивная часть решения объявлена 03.10.2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 06.10.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Оюн С.С. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Сарыг-оол М.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
от уполномоченного органа - Мэрии города Кызыла:
- "...", действующая на основании доверенности N 08-06-17/1255 от 13.07.2017 года,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя муниципального заказчика, подателя жалобы, прокуратуры Республики Тыва (уведомление направлено на электронную почту),
рассмотрев жалобу (вх. N 4124 от 27.09.2017 года) Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (443099, Самарская область, г. Самара, ул. Куйбышева, д. 79, к. 64, ИНН: 6317115266) на положения аукционной документации аукциона в электронной форме N 0312300017317000088 на выполнение работ по капитальному ремонту улицы Ангарский Бульвар в г. Кызыле Республики Тыва и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес муниципального заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки, подателя жалобы и прокуратуры Республики Тыва направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам подателя жалобы аукционная документация электронного аукциона не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:
1. в извещении о проведении электронного аукциона не указана информация о членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2. установлен неверный срок окончания предоставления разъяснений участникам закупки;
3. установлены ненадлежащие требования к перечню документов, предоставляемых во второй части заявки, подтверждающих опыт участника закупки;
4. в проекте контракта установлено дополнительное требование о предоставлении новой банковской гарантии при прекращении действия ранее выданной банковской гарантии.
Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась, и пояснила, что в извещении о проведении электронного аукциона указано требование к участникам закупки о членстве в СРО, а именно указано требование в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, также в извещении указано, что требования к участникам закупки также предусмотрены в пункте 17 Информационной карты. Также из пояснений представителя уполномоченного органа, следует, что дата окончания срока подачи участником аукциона запроса о разъяснении положений соответствует требованиям Закона о контрактной системе. С доводом подателя жалобы о том, что в аукционной документации установлены ненадлежащие требования к перечню документов, предоставляемых во второй части заявки, подтверждающих опыт участника закупки, представитель уполномоченного органа согласилась, и пояснила, что при подготовке аукционной документации уполномоченным органом использовано Постановление N 99 в старой редакции, в связи с чем, была допущена данная ошибка. С доводои об установлении в проекте контракта дополнительного требования о предоставлении новой банковской гарантии при прекращении действия ранее выданной банковской гарантии представитель уполномоченного органа не согласилась, и пояснила, что установленное в проекте контракта требование не противоречит Закону о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, а также проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0312300017317000088 на выполнение работ по капитальному ремонту улицы Ангарский Бульвар в г.Кызыле Республики Тыва, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Мэрией города Кызыла на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 13.09.2017 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300017317000088 на выполнение работ по капитальному ремонту улицы Ангарский Бульвар в г. Кызыле Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта: 41 601 860, 00 рублей.
Документация электронного аукциона N 0312300017317000088 утверждена распоряжением Мэрии г. Кызыла от 13.09.2017 г. N-р.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0312300017317000088 от 29.09.2017 года на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка - ООО "Суугу".
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что извещение о проведении электронного аукциона N 0312300017317000088 содержит единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Кроме того в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300017317000088 установлено, что требования к участникам закупки указаны в пункте 17 Информационной карты аукционной документации.
В пункте 17 Информационной карты аукционной документации установлены единые требования к участникам электронного аукциона, в том числе:
"На основании Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступившего в силу с 01 июля 2017 г.:
- участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; Членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением случаев, указанных в пунктах 1,2 части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ.
- СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
- во второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
все перечисленные выше требования не распространяются:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ."
Таким образом, действия уполномоченного органа не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, и довод подателя жалобы, о том, что в извещении о проведении электронного аукциона не указана информация о членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, является необоснованным.
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 35 Информационной карты установлена дата начала срока подачи участником аукциона запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе - 13.09.2017 года и дата окончания срока подачи участником аукциона запроса о разъяснении положений документации о таком аукционе - 25.09.2017 года.
Таким образом, действия уполномоченного органа не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, и довод подателя жалобы, о том, что в аукционной документации установлен неверный срок окончания предоставления разъяснений участникам закупки, является необоснованным
3. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
В соответствии с Постановлением N 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке, при этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота).
При установлении данных дополнительных требований участники должны предоставить следующие документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительных требованиям:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В пункте 26 Информационной карты аукционной документации установлено, что участник закупки должен предоставить во второй части заявки:
"документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится настоящий аукцион; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе."
На основании вышеизложенного следует, что пункт 26 Информационной карты аукционной документации не соответствует Постановлению N 99, а именно отсутствует требование о предоставлении участником закупки копии акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
Таким образом, в действиях уполномоченного органа - Мэрии города Кызыла установлено нарушение части 2 статьи 31 Закона о контрактной систем, Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 в части ненадлежащего установления в аукционной документации аукциона в электронной форме N 0312300017317000088 требования к перечню документов, предоставляемых во второй части заявки, подтверждающих опыт участника закупки.
4. Согласно части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что в проекте контракта предусмотрено следующее:
"23. В ходе исполнения контракта Подрядчик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
24. В случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по у контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение контракта на тех же условиях и в таком же размере, которые указаны в настоящей статье контракта".
Между тем следует отметить, что Закон о контрактной системе не содержит норм, запрещающих заказчику устанавливать в проекте контракта условие о предоставлении новой банковской гарантии при прекращении действия ранее выданной банковской гарантии.
Таким образом, действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, и довод подателя жалобы, о том, что в проекте контракта установлено дополнительное требование о предоставлении новой банковской гарантии при прекращении действия ранее выданной банковской гарантии, является необоснованным
Комиссия Тывинского УФАС России при решении вопроса о выдаче (не выдаче) предписания об устранении допущенных уполномоченным органом - Мэрией г. Кызыла нарушений, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Допущенное нарушение не повлияло (не могло повлиять) на процедуру определения поставщика.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что установленные в действиях уполномоченного органа - Мэрии г. Кызыла нарушения, не повлияли (не могли повлиять) на результаты аукциона в электронной форме N 0312300017317000088.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной.
2. Установить в действиях уполномоченного органа - Мэрии города Кызыла нарушение части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 в части ненадлежащего установления в аукционной документации аукциона в электронной форме N 0312300017317000088 требования к перечню документов, предоставляемых во второй части заявки, подтверждающих опыт участника закупки.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не повлияли (не могли повлиять) на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе уполномоченному органу - Мэрии города Кызыла не выдавать.
Председатель Комиссии |
Ф.А. Хаджиев
|
Члены Комиссии |
С.С. Оюн
|
|
М. Ю. Сарыг-оол |
|
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 6 октября 2017 г. N 5-3221
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017