Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 октября 2017 г. N К-1277/17
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Грин Телеком" (далее - Заявитель) на действия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на проведение мероприятий по проведению информационных систем Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствие с требованиями по защите информации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100014117000096) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации ненадлежащим образом описан объекта закупки, в частности, не представляется возможным определить трудоемкость, реализуемость проведения анализа исходных данных; не указаны ресурсы (помещения электроснабжение, климатика, каналы связи), сроки предоставления ресурсов; не содержатся положения о гарантийном обслуживании на программное-технические средства, о количестве объектов контроля, полных источниках информации о событиях безопасности производителей, требования к отчетам, требования к инструктажу персонала, а также отсутствуют требования к документам, отражающим факт и результаты проведения опытной эксплуатации пилотного сегмента СМВР ИБ;
2. Заказчиком нарушены положения Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236), поскольку в Конкурсной документации предусмотрена поставка программного обеспечения, в том числе Windows Server Standart 2012 R2, средство защиты информации Secret Net 7.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 07.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 860 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.09.2017;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 05.10.2017.
6) на участие в Конкурсе подана единственная заявка от участника закупки ООО "Центр безопасности информации", признанная соответствующей требованиям, установленным в Конкурсной документации, Закона о контрактной системе;
7) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 55 Закона о контрактной системе конкурс признан не состоявшимся.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, в техническом задании Конкурсной документации установлены следующие требования к выполнению работ, например:
Пункт 2.2.1.2 технического задания Конкурсной документации:
Разработка "Принципиальной целевой схемы защиты информации в информационных системах органов прокуратуры Российской Федерации" должна осуществляться с учетом предоставляемых Заказчиком исходных данных по информационным системам органов прокуратуры Российской Федерации.
Разработка принципиальной целевой схемы защиты информации в информационных системах органов прокуратуры Российской Федерации должна предусматривать:
- анализ, полученных от Заказчика исходных данных по ИС;
- определение проблемных вопросов технического и организационного характера, требующих решения Заказчиком до начала оказания услуг по разработке систем защиты информации ИС;
- разработку общих архитектурных решений по защите информации с различными вариантами реализации систем защиты информации в ИС с отражением на схемах ИС.
Пункт 2.2.2 технического задания Конкурсной документации:
Создание пилотного сегмента СМВР ИБ должно быть проведено в следующих органах прокуратуры Российской Федерации:
- Генеральная прокуратура Российской Федерации;
- прокуратура Московской области.
Создание пилотного сегмента СМВР ИБ должно предусматривать:
- анализ и учет при оказании услуг полученных от Заказчика исходных данных о средствах защиты информации, которые реализуют механизмы регистрации событий безопасности и могут являться источниками информации для СМВР ИБ, о применяемых в ИС программно-технических средствах, и определение границ пилотного сегмента СМВР ИБ (должен быть определен и согласован с Заказчиком перечень автоматизированных рабочих мест и серверов ИС, которые войдут в пилотный сегмент СМВР ИБ, при этом в пилотный сегмент СМВР ИБ должны войти не менее 100 автоматизированных рабочих мест и 20 серверов ИС);
- разработку концепции построения СМВР ИБ;
- разработку технического задания на создание пилотного сегмента СМВР ИБ;
- разработку технического проекта на создание пилотного сегмента СМВР ИБ.
Пункт 2.2.2.1 технического задания Конкурсной документации:
Компонент ЦСДА МИБ должен быть предназначен для управления процессом сбора информации о событиях безопасности от агентов МИБ, устанавливаемых на объектах контроля, накопления и структурирования этой информации в базе данных центра сбора данных (ЦСД) для дальнейшей ее обработки и должен включать в себя:
- северную часть в составе базы данных ЦСД и консоли управления;
- клиентскую часть, представляющую собой агенты МИБ, размещаемые на объектах контроля.
ЦОД МИБ централизованно должен выполнять следующие функции:
- обеспечение взаимодействия с разнородными источниками информации о событиях безопасности других производителей;
- регистрацию инцидентов безопасности (пользователями ИС или автоматически на основе задаваемых уполномоченными лицами оператора ИС регламентов автоматизированного реагирования);
- документирование событий безопасности;
- контроль функционирования и работоспособности ПО и источников информации о событиях безопасности других производителей;
- ведение метрик и показателей эффективности состояния информационной безопасности в ИС
Пункт 4.1 проекта государственного контракта:
На результаты работ устанавливается гарантийный срок, который составляет 12 месяцев".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что положения технического задания Конкурсной документации позволяют сформировать предложение в участника в отношение объекта закупки, в том числе сформировать предлагаемую цену контракта, также в техническом задании установлены требования к работам, порядку и результатам выполнения работ, а также предусмотрены условия о гарантийном сроке.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе предметом закупки является создание опытного образца ведомственного сегмента государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации компьютерных атак на информационные ресурсы Генеральной прокуратуры Российской Федерации первого этапа.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что положения Конкурсной документации установлены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, и потребностью Заказчика.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что согласно пункту 2.2.2.1 технического задания Конкурсной документации компонент, предназначенный для организации взаимодействия с разнородными источниками информации о событиях безопасности, должен обеспечивать взаимодействие с применяемыми в ИС средствами защиты информации и программным обеспечением:
- антивирусными средствами ("Лаборатория Касперского");
- средствами обнаружения вторжений VipNet IDS;
- средствами криптографической защиты информации линейки "ViPNet Coordinator";
- программным обеспечением ViPNet StateWatcher;
- средством защиты информации от несанкционированного доступа Secret Net 7;
- средством анализа защищенности RedCheck.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что поставляемое оборудование безопасности должно обеспечивать взаимодействие с применяемыми в ИС средствами защиты информации и программным обеспечением.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки установлены единые требования.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также добавлен пункт 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пунктах 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом "г" части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 17 Информационной карты Конкурсной документации установлены единые требования к участникам закупки согласно редакции Закона о контрактной системе до внесения вышеуказанных изменений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 7-7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку единственный участник закупки представил в составе заявки декларацию в соответствии пунктами 7-7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вместе с тем, в проекте государственного контракта Конкурсной документации не включено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что единственная заявка на участие в Конкурса подана юридическим лицом.
5. Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Подпунктом 6 пункта 25 Информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе следующее требование к составу заявки на участие в Конкурсе: "документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия)".
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенной банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что на указанном основании заявка участника закупки не отклонялась.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Грин Телеком" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 13 статьи 34, пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 октября 2017 г. N К-1277/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017