Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Грин Телеком" (далее - Заявитель) на действия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на создание опытного образца ведомственного сегмента государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации компьютерных атак на информационные ресурсы Генеральной прокуратуры Российской Федерации первого этапа (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100014117000095) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации ненадлежащим образом описан объекта закупки, в частности, не в полном объеме содержится информация о выполняемых работах, не указан адрес типового объекта, не указаны ресурсы (помещения электроснабжение, климатика, каналы связи), отсутствуют требования к производительности СОПКА ГК РФ, требования к инструктажу персонала, сроки и порядок передачи сведений при ответвлении, коммутации, маршрутизации, порядок и сроки возврата программно-технических средств.
2. Заказчиком нарушены положения Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236), поскольку в Конкурсной документации предусмотрено создание программно-технических средств.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 07.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 30 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.09.2017;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 05.10.2017.
6) на участие в Конкурсе подана единственная заявка от участника закупки ООО "Центр безопасности информации";
7) в соответствии с части 13 статьи 51 Закона о контрактной системе конкурс признан не состоявшимся.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, в техническом задании Конкурсной документации установлены следующие требования к выполнению работ услуг, например:
Пункт 3.1.2 технического задания Конкурсной документации:
Требования к структуре СОПКА ГП РФ:
Основными структурными элементами СОПКА ГП РФ должны являться:
- Головной центр СОПКА ГП РФ (далее - ГЦ СОПКА ГП РФ);
- ведомственные центры мониторинга СОПКА ГП РФ (далее ВЦМ).
Головной центр СОПКА ГП РФ должен функционировать на базе центра обработки данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации или другой площадки, определённой Заказчиком.
Компоненты ведомственных центров мониторинга СОПКА ГП РФ должны быть размещены в Управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам
В состав опытного образца СОПКА ГП РФ должны войти:
- Головной центр СОПКА ГП РФ;
- типовой ведомственный центр мониторинга СОПКА ГП РФ, на объекте, определенном Заказчиком.
Пункт 3.2.1 технического задания Конкурсной документации:
Заказчиком обеспечивается ответвление, коммутация и маршрутизация подлежащего анализу сетевого траффика на входящие в состав ВЦМ средства обнаружения компьютерных атак и наличие доступного канала связи для передачи результатов анализа на сервер хранения данных.
Пункт 2.2 технического задания Конкурсной документации:
Для достижения поставленной цели выполнения работы должны быть решены следующие задачи:
- создание опытного образца СОПКА ГП РФ, включая:
- информационное обследование типовых объектов информатизации органов прокуратуры Российской Федерации;
- разработку технического задания на создание СОПКА ГП РФ;
- разработку технического задания на создание опытного образца СОПКА ГП РФ;
- разработку технического проекта на опытный образец СОПКА ГП РФ;
Пункт 3.9 технического задания Конкурсной документации:: Перечень и типы используемых при разработке СОПКА ГП РФ средств вычислительной техники, коммуникационного оборудования и средств защиты информации должны быть определены на этапе разработки технического проекта на опытный образец СОПКА ГП РФ и согласовываться с Заказчиком.
Пункт 7.2:
Опытная эксплуатация опытного образца СОПКА ГП РФ проводится силами Заказчика при консультационной поддержке Исполнителя.
Пункт 4.1 проекта государственного контракта:
На результаты Работ устанавливается гарантийный срок, который составляет 12 месяцев с момента подписания Акта приема-передачи оказанных работ".
Представители Заказчика пояснили, что в пункте 5 технического задания Конкурсной документации подробно определены перечень и содержание работ, а также отчетные документы и срок выполнения работ.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановление N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе предметом закупки является создание опытного образца ведомственного сегмента государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации компьютерных атак на информационные ресурсы Генеральной прокуратуры Российской Федерации первого этапа.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что положения Конкурсной документации установлены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, и потребностью Заказчика.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что каких-либо сведений в отношении поставки программного обеспечения в Конкурсной документации не содержится, поскольку в рамках предмета закупки предусмотрено именно создание опытного образца СОПКА ГП РФ. При этом, согласно пункту 3.9 технического задания Конкурсной документации, установлено, что перечень и типы используемых при разработке СОПКА ГП РФ средств вычислительной техники, коммуникационного оборудования и средств защиты информации должны быть определены на этапе разработки технического проекта на опытный образец СОПКА ГП РФ и согласовываться с Заказчиком.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки установлены единые требования.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также добавлен пункт 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пунктах 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом "г" части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 17 Информационной карты Конкурсной документации установлены единые требования к участникам закупки согласно редакции Закона о контрактной системе до внесения вышеуказанных изменений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 7-7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку единственный участник закупки представил в составе заявки декларацию в соответствии пунктами 7-7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вместе с тем, в проекте государственного контракта Конкурсной документации не включено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что единственная заявка на участие в Конкурса подана юридическим лицом.
5. Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Подпунктом 6 пункта 25 Информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе следующее требование к составу заявки на участие в Конкурсе: "документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия)".
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенной банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что на указанном основании заявка участника закупки не отклонялась.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Грин Телеком" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 октября 2017 г. N К-1276/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017