На основании ч. 3 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России от 13.09.2017 N 102-п (с изм. от 03.10.2017 N 104-п),инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
руководителя Инспекции: членов Инспекции:
с участием представителей:
Муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом города Орска" -
Представитель Н.В. Ефимовой - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
проведя внеплановую камеральную проверку действий Муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом города Орска", Администрации города Орска на предмет соблюдения требований Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартира) для отдельных категорий граждан (номер извещения N 0153300060617000247),
УСТАНОВИЛА:
13 сентября 2017 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Ефимовой Н.В. (далее - Заявитель) на действия Муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом города Орска" (далее - Заказчик), Администрации города Орска (далее - Уполномоченный орган) на предмет соблюдения требований законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартира) для отдельных категорий граждан (номер извещения N 0153300060617000247) (далее - аукцион).
Исходя из обращения, Заказчик провел аукцион, по итогам которого победителем признано ООО "Статус - М", вторым участником аукциона была признан заявка Ефимовой Н.В. Однако, Заказчик отказался заключать контракт с Победителем. Заявитель считает, что основания, послужившие для отказа от заключения контракта, аукционная комиссия могла установить на этапе рассмотрения заявок. Так же Заявитель считает, что Заказчик имеет возможность заключить контракт с участником закупки, который предложил такую же цену контракта, как и Победитель или предложение содержит лучшие условия после предложения Победителя, т.е. с Ефимовой Н.В.
Представители Заказчика на заседании пояснили, что действительно по итогам аукциона победителем признано - ООО "Статус-М". Между тем, Заказчиком принято решение об отказе от заключения муниципального контракта с ООО "Статус-М" в связи с предоставлением победителем электронного аукциона недостоверной информации Заказчику. Так же, представители Заказчика указали, что в силу ч.14 ст.70 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки Инспекцией установлено следующее.
27.07.2017 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на приобретение жилого помещения (квартира) для отдельных категорий граждан (номер извещения N 0153300060617000247).
Начальная максимальная цена контракта составляет 1582896,00 рублей.
Согласно ч.10 ст. 69 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
В соответствии с ч.1 ст.70 Закона о контрактной системе, по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Между тем, как следует из положений ч.9 ст.31 Закона о контрактной системе, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Согласно протоколу N 0153300060617000247-3 подведения итогов электронного аукциона от 14 августа 2017 г. победителем признано ООО "Статус-М" предложивший цену контракта - 1551238,08 рублей.
Однако контракт с Победителем не подписан, поскольку 18.08.2017 г. Заказчиком в соответствии с протоколом отказа от заключения муниципального контракта по итогам электронного аукциона N 0153300060617000247 принято решение об отказе от заключения муниципального контракта с ООО "Статус-М", в связи со следующим:
"27.07.2017 г. на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки под номером N 0153300060617000247 в целях приобретения жилого помещения (квартира) для отдельных категорий граждан (номер извещения N 0153300060617000247).
Протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0153300060617000247-3 от 14.08.2017 г. победителем электронного аукциона признано ООО "Статус-М", чье предложение о цене муниципального контракта (далее - контракт) составило 1551238,08 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Федерального закона от 05 апреля 201 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее N 44-ФЗ) по результатам электронного аукциона N0153300060617000247 МУ КУИг. Орска, как заказчику, необходимо, заключить контракт с победителем аукциона, с иным участником аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со ст. 69 N 44-ФЗ признана соответствующей требованием, установленным документацией о таком аукционе.
Исходя из норм действующего законодательства, правоотношений по поставке товара для муниципальных нужд, содержатся в параграфе 4 главы 30 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Отношения, связанные с приобретением недвижимого имущества, регулируются параграфом 7 главы 30 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 526 ГК РФ и статьи 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок муниципальный контракт - договор, заключенный от имени муниципального образования или муниципальным заказчиком для обеспечения муниципальных нужд. По муниципальному контракту на поставку товаров для муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Поставка товара для муниципальных нужд и продажа недвижимого имущества представляют собой отдельные виды договора купли-продажи (статья 454 Гражданского Кодекса). Таким образом, правовое регулирование отношенийкупли-продажи недвижимого имущества и отношений, связанных с поставкой товаров, работ, оказанием услуг для муниципальных нужд, различно.
Статьей 60 закона о контрактной системе в сфере закупок регламентируются особенности документооборота при проведении электронного аукциона. Обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
Для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона
Согласно пункту 4 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе в сферезакупок для получения аккредитации на электронной торговой площадкеучастником представляются, в том числе копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации).
В случае если от имени этого участника действует иное лицо, представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным лицом.
Согласно статье 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такогоаукциона, заявка на участие которого в таком аукционе в соответствии со ст.69 Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 10 статьи 69 закона о контрактной системе в с форе закупок победителем аукциона признается участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем.
Частью 3 статьи 27 Закона о контрактной системе в сфере закупок о контрактной системе установлено, что участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей.
Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 182 ГК РФ представитель по доверенности имеет право осуществлять сделки от имени представляемого, а не от своего имени. Участие в электронных аукционах "агентов-участников закупки" федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрено.
Следовательно, после аккредитации на электронной площадке физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения вправе по своему усмотрению принимать участие в электронном аукционе лично, либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности). При этом, поверенный должен действовать не от своего имени, а от имени своего доверителя (собственника квартиры или жилого помещения - участника аукциона в электронной форме).
Муниципальный контракт может быть заключен только с собственником жилого помещения - участником закупки непосредственно, либо с собственником жилого помещения - участником закупки, в лице его законного представителя
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе в сфере закупок под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно статье 18 Жилищного Кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Таким образом, при проведении электронного аукциона по приобретению квартиры (жилого помещении) в качестве товара, находящегося в гражданском обороте, вышеуказанными нормами правапредусмотрено наличие права собственности и для участия в электронном аукционе должно подтверждаться соответствующими документами о праве.
В приложении N 2 к заявке для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях закупки товаров (работ, услуг) в пункте 1 Технического задания содержится требование о том, что жилое помещение (квартира) является собственностью поставщика, что подтверждается следующим документом (наименование документа и его реквизиты). Следовательно, в рассматриваемом случае участником аукциона в электронной форме может быть только собственник квартиры или жилого помещения.
Победитель электронного аукциона ООО "Статус-М" выступает на электронной площадке от своего лица и в техническом задании подтверждает проведенную правовую регистрацию свидетельством о государственной регистрации права: серия 56-00 N 321434 от 21.02.2002 г.
Изучив представленные ООО "Статус -М" Заказчику в лице МУ КУИ г.Орска документы для заключения муниципального контракта выявлено, что Свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимости по адресу: г.Орск, ул.Андреева, д. 7Б, кв. 13 выданы Куликову Сергею Николаевичу и Куликовой Надежде Александровне по 1/2 доле каждому, а также ООО "Статус - М" фактически выступает по доверенности от Куликова Сергея Николаевича и Куликовой Надежды Александровны, что свидетельствует о предоставлении недостоверной информации заказчику аукционных торгов.
Из представленной ООО "Статус -М" Заказчику в лице МУ КУИ г.Орска доверенности от 25.05.2017 г. 56 АА 1713866 для заключения муниципального контракта выявлено, что доверенностью не переданы полномочия собственника жилого помещения, расположенного по адресу: г. Орск, ул. Омская, д. 50, кв. 61 Колесниковым Е.С. по распоряжению его имуществом в части продажи квартиры".
Инспекция Оренбургского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, не находит в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе, поскольку исходя из норм ч.9 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчик принимает решение об отказе от заключения контракта с победителем закупки в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Как следует из ч. 14 ст. 70 Закона о контрактной системе, в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Также довод Заявителя, в части заключения контракта с участником, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона, не состоятелен, в силу того, что частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе, предусмотрено право Заказчика заключить контракт, а не обязанность.
На основании изложенного, руководствуясьч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
РЕШИЛА:
1. В действиях Муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом города Орска", Администрации города Орска на предмет соблюдения требований законодательства о размещении заказов, при проведении электронного аукциона в целях приобретения жилого помещения (квартира) для отдельных категорий граждан (номер извещения N 0153300060617000247), не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: |
|
Члены Инспекции: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 3 октября 2017 г. N 08-09-50
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2017