Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 9 октября 2017 г. N 264/2017 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е
по делу N264/2017
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы
по Курской области
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Доводы жалобы:
По мнению заявителя, в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе...") аукционной комиссией уполномоченного органа по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе принято необоснованное решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе ООО "БТП".
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
В письменном возражении на жалобу, представленном в материалы дела, уполномоченный орган не согласился с доводом жалобы заявителя, сообщив, что при рассмотрении первых частей заявок аукционная комиссия уполномоченного органа действовала в соответствии с положениями ФЗ "О контрактной системе...".
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0144300009117000023, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
- дата размещения извещения о проведении электронного аукциона - 20.09.2017 г.;
- дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 28.09.2017 г.;
- согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 29.09.2017 г., на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок. По результатам рассмотрения первых частей аукционных заявок аукционной комиссией уполномоченного органа принято решение допустить к участию и признать участниками электронного аукциона участников закупки с порядковыми номерами заявок 2, 3, 4, а также отказать в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки с порядковыми номерами заявок 1 (ООО "БТП") и 5;
- в соответствии с протоколом подведения итогов от 03.10.2017 г., аукционной комиссией уполномоченного органа принято решение о соответствии вторых частей заявок участников закупки N4 и N3 требованиям ФЗ "О контрактной системе_" и аукционной документации.
Как подтверждается материалами дела, заявке ООО "БТП" на участие в электронном аукционе присвоен порядковый номер 1.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 29.09.2017 г., аукционная комиссия уполномоченного органа в качестве основания для отклонения заявки с порядковым номером 1 указала следующую причину:
"Первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе и ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе (Отсутствует указание о материалах и стране производства в соответствии с техническим заданием аукционной документации) (раздел-автоматизация)".
По аналогичной причине аукционная комиссия уполномоченного органа отклонила заявку N5 от участия в электронном аукционе.
Рассмотрев указанную причину отказа в допуске, Комиссия установила.
Согласно ч.3 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_" по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_", аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_".
В силу п.п.1 и 2 ч.4 ст.67 ФЗ "О контрактной системе...", участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_", или предоставления недостоверной информации, а также несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_", требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с п.п."б" п.3 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_", а также в соответствии с требованием п.8 раздела II "Общие положения проведения аукциона в электронной форме" аукционной документации, при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.15 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" раздела III "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию (при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар):
"а) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (Раздел V. Техническое задание), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В разделе V "Техническое задание" аукционной документации заказчиком указаны следующие подразделы:
"Требование к качественным, техническим, функциональным характеристикам выполнения работ. Место выполнения работ. Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества оказываемых услуг. Условия выполнения работ. Требования к безопасности работ
Объемы работ".
Вместе с тем, в указанном разделе V "Техническое задание" аукционной документации в подразделе требование к качественным, техническим, функциональным характеристикам выполнения работ заказчиком указано: "Требование к качественным, техническим, функциональным характеристикам выполнения работ: на выполнение работ на капитальный ремонт внутренней системы отопления здания МКОУ "Трояновская основная общеобразовательная школа" (расположенная по адресу: Курская область, Железногорский район, село Трояново)".
При таких обстоятельствах, в указанном подразделе отсутствуют требования заказчика к используемому при выполнении работ товару, а также показатели используемого товара, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также не указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Указанные действия заказчика противоречат требованиям ч.1, ч.2 ст.33, ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", допустили возможность предложения участниками товара с характеристиками, не соответствующими требованиям раздела V "Техническое задание" аукционной документации, создали предпосылки для неправомерного отказа участникам закупки с порядковыми номерами заявок 1 и 5 в допуске к участию в электронном аукционе.
В соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.15 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" раздела III "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации заказчик указал: "_Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может быть заполнена с использованием образцов рекомендуемых форм для заполнения участниками закупки, содержащихся в настоящей документации (рекомендуемые формы N 1 и N 2). При этом участник закупки вправе заполнить заявку по своей форме_".
Так, приложение N 1 к информационной карте аукционной документации содержит образцы рекомендуемых форм заказчика для заполнения участниками закупки заявок: "РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА N1.
Рекомендуемая форма первой части - согласия участника закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Настоящим участник закупки выражает согласие на выполнение работ выполнение работ капитальному ремонту внутренней системы отопления МКОУ "Трояновская основная общеобразовательная школа" в с. Трояново Железногорского района Курской области на условиях, предусмотренных указанной документацией об аукционе в электронной форме
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА N2 Сведения о товарах (материалах)
Характеристики и показатели применяемых при выполнении работ материалов:
Nп/п |
Наименование товаров, используемых при выполнении работ, предлагаемых участником |
Конкретные показатели и характеристики товаров, предлагаемые участником |
Товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, предлагаемого участником |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Указать |
Указать |
Указать |
".
Вместе с тем, указанные образцы заказчика для заполнения заявок не содержат требований к характеристикам и показателям товаров (материалов), применяемых при выполнении работ, что также препятствует надлежащему оформлению и заполнению первой части заявки участниками электронного аукциона.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией также установлено:
1. Согласно ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе..." информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу требований п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В п.15 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" раздела III "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации заказчик указал: "_Инструкция по заполнению первой части заявки изложена в Разделе V Техническое задание".
Вместе с тем, указанный раздел аукционной документации не содержит инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Следовательно, не установив в аукционной документации инструкцию по заполнению заявок, заказчик затрудняет возможность участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые заказчику показатели товаров (материалов).
Отсутствие в аукционной документации надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупки ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, не установив в аукционной документации надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, заказчик нарушил требования п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...".
Неустановление заказчиком объективных требований к характеристикам и показателям товаров, используемым при выполнении работ, а также отсутствие инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, препятствовали формированию участниками электронного аукциона заявок на участие в закупке, создали предпосылки к неравнозначной, произвольной и субъективной оценке членами комиссии уполномоченного органа заявок участников электронного аукциона.
Действия заказчика, не установившего в аукционной документации надлежащие требования к характеристикам и показателям товаров при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе, являются несоответствующими требованиям п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", повлияли на порядок отбора участников закупки N0144300009117000023.
При таких обстоятельствах, участников закупки с порядковыми номерами заявок 1 и 5 аукционная комиссия уполномоченного органа отклонила неправомерно, нарушив требования ч.4, ч.5 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_".
Допущенные аукционной комиссией уполномоченного органа нарушения требований ч.4, ч.5 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_" являются следствием допущенных заказчиком в аукционной документации нарушений при неустановлении требований к характеристикам и показателям товаров, содержанию инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственнорстью "БАШТЕПЛОПРОМ" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации Железногорского района Курской области, заказчика - муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Трояновская основная общеобразовательная школа Железногорского района Курской области" обоснованной.
2. Признать заказчика - муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Трояновская основная общеобразовательная школа Железногорского района Курской области" нарушившим требования ч.3 ст.7, ч.1, ч.2 ст.33, ч.3 ст.66, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа - Администрации Железногорского района Курской области нарушившей требования ч.4, ч.5 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации Железногорского района Курской области предписание об устранении допущенных нарушений требований ч.4, ч.5 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - ...
6. Передать материалы дела N264/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
_
_
_ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 9 октября 2017 г. N 264/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2017