Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Студеникин Д.Е. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Растворцев С.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
в присутствии представителей:
подателя жалобы - ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" - Мотина Романа Васильевича (директор), Нуртдиновой Анны Анатольевны (по доверенности),
подателя жалобы - ООО "Профсантехмонтаж" - Елизарьева Ильи Игоревича (по доверенности),
уполномоченного учреждения - МКУ Чулымского района "Управление муниципальными закупками": Воркунова Александра Викторовича (по доверенности),
представители заказчика - администрации Ужанихинского сельсовета Чулымского района на заседание Комиссии Новосибирского УФАС России не явились, заказчик уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобы ООО "Профсантехмонтаж" и ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" на действия комиссии по осуществлению закупок МКУ Чулымского района "Управление муниципальными закупками" при проведении электронного аукциона N0851600002317000021 на реконструкцию водопровода с. Ужаниха по ул. Базовская, ул. Больничная, ул. Чикманская, ул. Механизаторов Чулымского района Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 8368571,07 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратились ООО "Профсантехмонтаж" и ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" с жалобами на действия комиссии по осуществлению закупок МКУ Чулымского района "Управление муниципальными закупками" при проведении электронного аукциона N0851600002317000021 на реконструкцию водопровода с. Ужаниха по ул. Базовская, ул. Больничная, ул. Чикманская, ул. Механизаторов Чулымского района Новосибирской области.
ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" и ООО "Профсантехмонтаж" обжалуют отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.09.2017 N0851600002317000021-1. ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" и ООО "Профсантехмонтаж" полагают, что указали все требуемые аукционной документацией значения показателей товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
1. По мнению подателей жалоб, в аукционной документации отсутствует требование указать в первой части заявки какие-либо значения показателей товаров (материалов), указанные в ведомости объемов работ. Данное требование также не соответствует п.2) ч.1 ст.64 ФЗ N44-ФЗ.
2. Податели жалоб полагают, что в аукционной документации не указаны условные обозначения труб стальных электросварных прямошовных. В силу п.2) ч.1 ст.64 ФЗ N44-ФЗ участники закупки не должны были указывать в первой части заявки данные условные обозначения.
3. ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" считает, что характеристики тройника бесшовного приварного равнопроходного указаны в различных разделах описания объекта закупки аукционной документации, а именно, в разделе "для выполнения работ используются, в том числе, следующие материалы" описания объекта закупки аукционной документации и в разделе "примечание" описания объекта закупки аукционной документации. В инструкции по заполнению первой части заявки не установлено, что участник закупки должен был указать в заявке конкретные показатели товаров (материалов), используемых при выполнении работ, установленные заказчиком в разделе "примечание" описания объекта закупки аукционной документации. Податель жалобы полагает, что указание подобным образом требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, вводит участников закупки в заблуждение.
На основании изложенного, податели жалоб просят выдать предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На данные жалобы от уполномоченного учреждения поступили возражения следующего содержания.
Уполномоченное учреждение в полном объеме поддерживает основания отказа в допуске к участию в аукционе ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" и ООО "Профсантехмонтаж", указанные в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 22.09.2017 г. N0851600002317000021-1.
На основании вышеизложенного, уполномоченное учреждение просит признать данные жалобы не обоснованными.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 22.09.2017 г. N0851600002317000021-1 ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" отказано в допуске к участию в аукционе по причине того, что в нарушение п. 16.1 документации об электронном аукционе участником закупки в заявке не представлены конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в описании объекта закупки аукционной документации, а именно, по позиции "гидрант пожарный подземный" не указан показатель "высота" (требование установлено в п.22 ведомости объемов работ, которая является частью описания объекта закупки), по позиции "трубы стальные электросварные прямошовные (N1, 2)" не указано условное обозначение в соответствии с ГОСТ 10704-91 (требование установлено в примечании описания объекта закупки), по позиции "тройник бесшовный приварной равнопроходный" не указано "исполнение 2" (требование установлено в примечании описания объекта закупки).
Основания отказа в допуске к участию в аукционе ООО "Профсантехмонтаж" аналогичны основаниям отказа в допуске к участию в аукционе ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" по позиции "гидрант пожарный подземный" и позиции "трубы стальные электросварные прямошовные (N1, 2)".
1. Согласно п.2) ч.1 ст.64 ФЗ N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии пп.б) п. 3 ч. 3 ст. 66 ФЗ N44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В п.22 таблицы "ведомость объемов работ" раздела объем выполняемых работ описания объекта закупки аукционной документации установлены требования к выполняемым работам, а именно, "установка гидрантов пожарных высотой 2,25 м.".
Раздел "для выполнения работ используются, в том числе, следующие материалы" описания объекта закупки не содержит требований к высоте пожарных гидрантов.
Присутствующий на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель уполномоченного учреждения пояснил, что соответствующий показатель высоты пожарных гидрантов должен был быть указан в первой части заявки на участие в электроном аукционе, т.к. данный показатель указан в описании объекта закупки и необходим заказчику для того, чтобы установить соответствие используемых при выполнении работ товаров (материалов) потребностям заказчика. Причину отсутствия данного показателя товара (материала) в соответствующем разделе описания объекта закупки - "для выполнения работ используются, в том числе, следующие материалы" представитель уполномоченного учреждения пояснить затруднился.
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что описание объекта закупки носит необъективный характер, что является нарушением п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N44-ФЗ.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в силу пп.б) п.3 ч.3 ст.66 ФЗ N44-ФЗ участник закупки в отношении п.22 (установка гидрантов пожарных высотой 2,25 м.) таблицы "ведомость объемов работ" раздела объем выполняемых работ описания объекта закупки аукционной документации, в котором установлены требования к выполняемым работам, должен был указать только согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Представление участником закупки в первой части заявки сведений о высоте гидранта пожарного аукционной документацией, в частности, соответствующим разделом описания объекта закупки - "для выполнения работ используются, в том числе, следующие материалы", не требуется.
Таким образом, отказ в допуске к участию в аукционе ООО "Профсантехмонтаж" и ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" по данному основанию неправомерен. В данной части довод жалоб ООО "Профсантехмонтаж" и ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" признан обоснованным.
2. В соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст.33 ФЗ N44-ФЗ описание объекта закупки может включать в себя требования, в том числе в отношении условных обозначений и терминологии.
Условное обозначение - стандартный показатель и представлено в значительном количестве государственных стандартов. Условное обозначение используется в документах о качестве материалов, при заказе материалов для изготовления, при нанесении соответствующей маркировки на изделие, на ярлыках, бирках и т.п.
В абзаце 2 инструкции по заполнению заявки (раздел 16 документации) указано, что "под конкретными показателями используемого товара, которые участник должен указать в первой части заявки, понимаются качественные, технические, функциональные (потребительские) и иные характеристики товара, соответствующие требованиям Заказчика, изложенным в документации об электронном аукционе, марка (условное обозначение (обозначение), модель) (при наличии) предлагаемого для использования товара".
Для труб стальных электросварных прямошовных примеры условных обозначений установлены в п.11 ГОСТ 10704-91. Значения всех составляющих условного обозначения для труб стальных электросварных прямошовных в аукционной документации установлены.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что условное обозначение - это совокупность конкретных показателей, требования к которым установлены в документации, и оно может быть затребовано в составе заявки в соответствии с ч.3 ст.66 ФЗ N 44-ФЗ. Таким образом, заказчик правомерно установил в аукционной документации требование об указании в первой части заявки условного обозначения вышеуказанных товаров (материалов).
В нарушение требований аукционной документации ООО "Профсантехмонтаж" и ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" в первых частях заявок на участие в электронном аукционе не указали условное обозначение труб стальных электросварных прямошовных (N1, 2).
По данному основанию ООО "Профсантехмонтаж" и ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" отказано в допуске к участию в аукционе правомерно. В данной части довод жалоб ООО "Профсантехмонтаж" и ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" не нашел своего подтверждения.
3. Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Показатели товара (материала) тройник бесшовный приварной равнопроходный указаны в различных разделах описания объекта закупки аукционной документации, а именно, в разделе "для выполнения работ используются, в том числе, следующие материалы" описания объекта закупки аукционной документации указано, что "тройник бесшовный приварной равнопроходный должен соответствовать ГОСТ 17376-2001, условный проход DN 100. Толщина стенки детали на торцах наружного диаметра торцов (Т), мм: 6,0 или 8,0". В разделе "примечание" описания объекта закупки аукционной документации указано, что "тройник бесшовный приварной равнопроходный применить исполнения 2".
В инструкции по заполнению первой части заявки не установлено, что участник закупки должен был указать в заявке конкретные показатели товаров (материалов), используемых при выполнении работ, установленные заказчиком в разделе "примечание" описания объекта закупки аукционной документации. Требование об установлении в аукционной документации соответствующей инструкции по заполнению заявки установлено в п.2 ч.1 ст.64 ФЗ N44-ФЗ и разъяснено в письме ФАС России от 1 июля 2016 г. NИА/44536/16. При этом, раздел "примечание" ни по названию, ни по назначению невозможно без дополнительной инструкции расценивать как раздел, содержащий какие-либо требования к товарам.
Установление подобным образом требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, в совокупности с отсутствием надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки, вводит участников закупки в заблуждение, является нарушением п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ N-44-ФЗ. В данных действиях усматриваются признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч.1.4, ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что по данному основанию ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" отказано в допуске к участию в аукционе неправомерно. Данный довод жалобы ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" обоснован.
Комиссия по осуществлению закупок МКУ Чулымского района "Управление муниципальными закупками" допустила нарушение ч.4, ч.5 ст.67 ФЗ N44-ФЗ.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч.22 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Профсантехмонтаж" и ООО "АКВА ИНЖИНИРИНГ" на действия комиссии по осуществлению закупок МКУ Чулымского района "Управление муниципальными закупками" при проведении электронного аукциона N0851600002317000021 на реконструкцию водопровода с. Ужаниха по ул. Базовская, ул. Больничная, ул. Чикманская, ул. Механизаторов Чулымского района Новосибирской области частично обоснованными.
2. Признать заказчика и уполномоченное учреждение нарушившими п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ N 44-ФЗ.
3. Признать комиссию по осуществлению закупок МКУ Чулымского района "Управление муниципальными закупками" нарушившей ч.4, ч.5 ст.67 ФЗ N 44-ФЗ.
4. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению и комиссии по осуществлению закупок при уполномоченном учреждении предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
А.Г. Швалов |
Члены Комиссии: |
|
Д.Е. Студеникин
С.Н. Растворцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 6 октября 2017 г. N 08-01-443
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2017