Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_________> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Афло-центр" (далее - ООО "Афло-центр") от 27.09.2017 N 01-06/270 (вх. N 02.10.2017 N 5304) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства финансов Республики Коми при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является "Оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников Государственного учреждения "Республиканская детская клиническая больница", извещение N 0107200002717001068 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <_________>;
- <_________>;
- <_________>,<_________> соответственно,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Афло-центр", государственное учреждение "Республиканская детская клиническая больница" (далее - ГУ "РДКБ"), Министерство финансов Республики Коми, закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "Афло-центр" обжалуются действия аукционной комиссии Министерства финансов Республики Коми, созданной приказом Министерства финансов Республики Коми от 29.08.2017 N1384-З "О создании аукционной комиссии" (далее - аукционная комиссия) в части принятия решения о признании второй части заявки общества с ограниченной ответственностью "Афло-центр" на участие в электронном аукционе несоответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и документации об электронном аукционе.
ГУ "РДКБ", Министерством финансов Республики Коми в отзывах на жалобу от 06.10.2017 N 2743, 06.10.2017 N 20-23/5249 и на заседании Комиссии заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей сторон пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГУ "РДКБ", уполномоченным органом - Министерство финансов Республики Коми.
Объект закупки - "Оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников Государственного учреждения "Республиканская детская клиническая больница".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1500 000.02 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107200002717001068, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, единая информационная система) 30.08.2017.
4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
4.1. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объект закупки - "Оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников Государственного учреждения "Республиканская детская клиническая больница".
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит, наряду с прочим, медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
Согласно приложению, к Положению о лицензировании медицинской деятельности в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены медицинские осмотры (предварительные, периодические).
В соответствии с частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" "медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ".
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 21 "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) установленные требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: "На основании статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено требование:
- наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), выданной в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), предусматривающей разрешение на осуществление видов работ (услуг) по:
- медицинским осмотрам (предварительным, периодическим);
- экспертизе профессиональной пригодности".
По пункту 1 приложения N 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок), устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний".
В силу пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности) - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Извещением о проведении электронного аукциона N 0107200002717001068, пунктом 12 Информационной карты, подпунктом 3.1 пункта 3 проекта договора (раздел V документации об электронном аукционе), заказчиком определено место оказания закупаемой услуги: "- медицинский осмотр врачами специалистами и проведение функциональных исследований по месту нахождения Заказчика;
- проведение лабораторных исследований по месту нахождения Исполнителя;
- место сдачи исследуемого материала и получения результатов исследования: по месту нахождения Заказчика: ГУ "Республиканская детская клиническая больница", Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина д.116/6".
4.2. В силу пункта 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, наряду с прочим, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 30 Информационной карты документации об электронном аукционе установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе: "вторая часть заявки должна содержать документы и информацию, предусмотренные ч. 5 п. 12 раздела I настоящей документации об электронном аукционе, в том числе:
1) копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), выданной в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), предусматривающей разрешение на осуществление видов работ (услуг) по:
- медицинским осмотрам (предварительным, периодическим);
- экспертизе профессиональной пригодности.
2) декларацию о соответствии требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (подпунктами 2-5, 5.1, 7 части 2 пункта 2 раздела I настоящей документации)".
4.3. Согласно частям 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
4.4. Как следует из материалов жалобы, 18.09.2017 года на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" проведен электронный аукцион, по итогам которого подано 5 предложения о цене контракта. Оператором электронной площадки направлены заказчику протокол проведения электронного аукциона от 18.09.2017 N 0107200002717001068-2, вторые части заявок на участие в таком аукционе и документы участников электронного аукциона, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе.
Аукционной комиссией 20.09.2017 в соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе рассмотрены вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
По результатам рассмотрения второй части заявки ООО "Афло-центр" на участие в электронном аукционе и документов, направленных заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, аукционной комиссией принято решение, что заявка указанного участника на участие в электронном аукционе "признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, в части:
1) не представления документов, которые предусмотрены пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, подпунктом 2 части 5 пункта 12 раздела I и пунктом 30 раздела II документации об электронном аукционе, а именно:
не представления копии действующей лицензии участника аукциона на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), выданной в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291, предусматривающей разрешение на осуществление видов работ (услуг) по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим); экспертизе профессиональной пригодности,
с указанием мест осуществления деятельности, соответствующим условиям документации об электронном аукционе
(в составе заявки на участие в электронном аукционе представлена копия лицензии участника аукциона на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), предусматривающей разрешение на осуществление видов работ (услуг), в том числе по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим); экспертизе профессиональной пригодности, с указанием мест осуществления деятельности на территории субъекта Российской Федерации - Кировская область, при этом согласно извещению и пункту 12 раздела II документации об электронном аукционе: место оказания услуг - "медицинский осмотр врачами специалистами и проведение функциональных исследований по месту нахождения Заказчика" на территории субъекта Российской Федерации - Республика Коми);
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно положений ч. 1 и ч. 2 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 N99 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия подлежит переоформлению в случае, изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
До переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.
2) несоответствия участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, подпунктом 1 части 2 пункта 2 раздела I и пунктом 21 раздела II документации об электронном аукционе, а именно: участник аукциона не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, в связи с непредставлением указанных в пункте 1 документов".
Данное решение оформлено протоколом N 0107200002717001068-3 подведения итогов электронного аукциона от 20.09.2017.
Исходя из анализа заявки ООО "Афло-центр" на участие в электронном аукционе, Комиссией Коми УФАС России установлено, что в составе второй части заявки на участие в закупке участником представлена лицензия на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково").
По мнению Комиссии Коми УФАС России, соответствующая обязанность ООО "Афло-центр" исполнена, действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности (в том числе с правом проведения медицинских осмотров (предварительным, периодическим) в составе второй части заявки представлена.
Факт указания в представленной данным участников лицензии места осуществления деятельности на территории субъекта Российской Федерации - Кировская область вместо Республики Коми не противоречит требованиям аукционной документации и не исключает возможность участия в аукционе, в том числе возможность осуществления в дальнейшем деятельности в Республике Коми посредством переоформления лицензии (дополнение адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности) либо привлечения соисполнителей или оказания услуг с использованием передвижного медицинского комплекса.
Поскольку п. 30 Информационной карты установлено, что участник аукциона должен представить копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности и в лицензии должны содержаться работы (услуги), а именно по проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических) и экспертизы профессиональной пригодности, и такая лицензия ООО "Афло-центр" была представлена, то аукционная комиссия неправомерно признала заявку вышеназванного участника несоответствующей требованиям п/ 1,2 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
Документация об электронном аукционе не содержит требования согласно которому в силу ч.5 ст. 9 Закона о лицензировании местом действия лицензии является Республика Коми, напротив, в пп. 2.1.1. п.2 проекта договора предусмотрена возможность привлечения соисполнителей (субподрядчиков) к исполнению контракта (договора).
По мнению Комиссии оснований для признания заявки, несоответствующей требованиям по основаниям, предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ, у аукционной комиссии не имелось.
Следовательно, в составе второй части заявки ООО "Афло-центр" на участие в электронном аукционе представлены документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, в части возможности осуществления медицинской деятельности по проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических) и экспертизы профессиональной пригодности.
Разрешение вопросов законности осуществления лицензируемой деятельности в части соблюдения лицензионного законодательства не входит в компетенцию Коми УФАС России, что подтверждается практикой Арбитражных судов (решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2017 по делу А29-2241/2017).
Ссылка Министерства финансов Республики Коми на Определение Верховного суда Российской Федерации от 25.07.2017 N 303-КГ17-7449 не принимается ввиду следующего.
В указанном судебном акте вывод о правомерности отклонения заявки участника с лицензией с местом лицензируемого вида деятельности отличного от места нахождения заказчика (разные субъекты Российской Федерации) сделан в том числе в связи с тем, что в документации о такой закупке (N извещения 0320100036116000041) было требование о месте действия лицензии на территории субъекта Российской Федерации - Приморский край в соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона о лицензировании (абзац 12 Определения).
Таким образом, решение аукционной комиссии, оформленное протоколом N 0107200002717001068-3 подведения итогов электронного аукциона от 20.09.2017 в части принятия решения о том, что заявка ООО "Афло-центр" на основании пунктов 1,2 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ, и подпунктов 1,2 части 6 пункта 17 раздела I документации об электронном аукционе признана не соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом N 44-ФЗ и документацией об электронном аукционе, противоречит части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Предписание выдаче не подлежит, так как между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "ГЕРА" 04.10.2017 заключен договор N ЭА-1029/17 на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников Государственного учреждения "Республиканская детская клиническая больница".
В силу п.1 ст. 449 Гражданского Кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Афло-центр" обоснованной.
2. Признать действие аукционной комиссии Министерства финансов Республики Коми в части принятия решения о том, что заявка ООО "Афло-центр" на основании пунктов 1,2 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ, и подпунктов 1,2 части 6 пункта 17 раздела I документации об электронном аукционе признана не соответствующей требованиям, установленным Законом о контрактной системе и документацией об электронном аукционе, оформленное протоколом N 0107200002717001068-3 подведения итогов электронного аукциона от 20.09.2017, противоречащим п. 1,2 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении членов аукционной комиссии.
<_________>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 9 октября 2017 г. N 04-02/9769
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2017