Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 23268-ЭП/17 от 28.09.2017) на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, осуществляющего определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), созданной распоряжением Комитета от 23.03.2017 N 32-р по подведению итогов электронного аукциона (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на строительство канализационной сети от 1-ого Рыбацкого проезда до приемной камеры (колодцы 113а, 114а) по Караваевской улице (извещение номер 0172200002517000123) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции о рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 26.07.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002517000123. Начальная (максимальная) цена контракта - 92 548 876, 51 рублей.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об аукционе.
Представитель Уполномоченного органа не согласен с доводами жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, при этом представитель Заказчика считает доводы жалобы обоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы, подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 указанного Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 указанного Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 указанной статьи, не допускается.
Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.09.2017 N0172200002517000123-3-1, два члена комиссии приняли решение о соответствии второй части заявки ООО "ТоннельГеоСтрой" требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, три члена комиссии приняли решение о несоответствии второй части заявки ООО "ТоннельГеоСтрой" требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Обоснование: "На основании пункта 2 части 6 статьи 69 Закона признать несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе заявку участника электронного аукциона ООО "ТГС" с порядковым номером 1 в соответствии со следующими обоснованиями:
В качестве подтверждения соответствия участника дополнительным требованиям участником не представлены необходимые документы, подтверждающие соответствие требованиям пп. 1.6.4.1 п. 1.6 р. 1 ч. I документации; ч. II "Информационная карта аукциона" документации; п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона, а именно: представленный договор от 15 января 2014 г. N ПТПС-5-сс/14-КСИ-Н не учитывается в качестве подтверждения опыта исполнения выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке, т.к. не представлен Акт законченного строительством объекта (форма КС-11), согласно п. 5.3 договора. Не подтвержден факт исполнения договора".
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путём проведения аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
Такие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путём проведения, в том числе, аукционов, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99).
Пунктом 1 постановления N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1.
Пунктом 2 указанного Приложения N 1 к постановлению N 99 предусмотрено, что при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014,в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом документами, подтверждающими данные требования, являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации).
Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно подпункту 1.6.4.1 части I части II "Информационная карта аукциона" документации установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
Вышеуказанный опыт выполнения работ в соответствии с подпунктом 3) подпункта 3.1.4 части I части II "Информационная карта аукциона" документации подтверждается участником закупки путем представления в составе второй части заявки следующих документов:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Изучив вторую часть заявки Заявителя на участие в аукционе, Комиссия УФАС установила, что заявка Заявителя содержит документы, установленные в документации об аукционе и соответствующие требованиям документации об аукционе.
Комиссия УФАС критически относится к утверждению аукционной комиссии, изложенному в протоколе от 21.09.2017
N0172200002517000123-3-1, о том, что представленные документы не могут считаться подтверждением соответствия участника закупки дополнительным требованиям, поскольку участником в составе пакета документов не представлен Акт законченного строительством объекта (форма КС-11).
В связи с внесением изменений с 01.01.2013 в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и исходя из ч. 4 ст. 9 указанного Закона первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, однако хозяйствующие субъекты могут предусмотреть использование в своей деятельности указанных унифицированных форм вместо утверждения собственных.
Как было отмечено ранее, в составе заявки ООО "ТоннельГеоСтрой" с названным договором представило копию справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 и копию акта о приемке выполненных работ от формы КС-2.
Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 (далее - постановление N 100) утверждены унифицированные формы акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акта законченных строительством объектов (форма КС-11).
Согласно указанному постановлению N 100, форма КС-2 применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)). На основании данных акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
Соответственно, из содержания акта приемки выполненных работ формы КС-2 можно сделать вывод как о фактическом выполнении обществом работ, являющихся предметом договора подряда,так и о содержании таких работ капитального или некапитального характера.
Поскольку Общество представило акт приемки выполненных работ, свидетельствующий о полном исполнении представленного подателем заявки договора подряда, то представление акта приемки объекта капитального строительства не может считаться обязательным, тем более, что Уполномоченным органом, Заказчиком не установлено требование о наличии в составе второй части заявки на участие в рассматриваемом аукционе акта законченных строительством объектов (форма КС-11).
Кроме того, Законом о контрактной системе не предусмотрено проведение со стороны аукционной комиссии каких-либо дополнительных проверочных процедур заявки помимо оценки представленных участником документов в составе заявки.
Комиссия УФАС отмечает, что процедура рассмотрения заявок по смыслу, закреплённому в Законе о контрактной системе, представляет собой формальную процедуру сопоставления содержания заявки требованиям документации об аукционе. При этом Закон о контрактной системе закрепляет закрытый перечень оснований как для допуска к участию в аукционе (признанию заявки соответствующей документации об аукционе), так и для призвания заявки участника закупки не соответствующей требованиям документации.
Учитывая изложенное, у аукционной комиссии отсутствовали правовые основания для признания заявки ООО "ТоннельГеоСтрой" не соответствующей требованиям документации об аукционе, поскольку рассматриваемая заявка по своему формальному составу соответствует указанным требованиям, а также требованиям, предъявляемым Законом о контрактной системе.
Таким образом, действия аукционной комиссии, признавшей заявку Заявителя на участие в аукционе не соответствующей требованиям документации об аукционе, нарушают ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТоннельГеоСтрой" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга
Воскресенский пр., д. 16, Санкт-Петербург, 190000
СПб ГКУ "Дирекция по сопровождению промышленных проектов"
наб. канала Грибоедова, д. 88-90,лит. А,
Санкт-Петербург, 190068
ЭТП НЭП
ул. Тестовская, д. 10,
Москва, 123112
ООО "ТоннельГеоСтрой"
ул. Академика Павлова, д. 14, корп. 2,
Санкт-Петербург, 197022
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-3869/17
05.10.2017 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании своего решения по делу
N 44-3869/17 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу - Комитету по государственному заказу Санкт-Петербургу, Заказчику - СПб ГКУ "Дирекция по сопровождению промышленных проектов", аукционной комиссии устранить нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить Протокол подведения итогов электронного аукциона от 21.09.2017 N0172200002517000123-3-1, составленный в ходе проведения аукциона N 0172200002517000123;
- повторно рассмотреть вторые части заявок, поданные на участие в аукционе с номером извещения 0172200002517000123 в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0172200002517000123 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Уполномоченному органу, Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 06.11.2017.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 октября 2017 г. N 44-3869/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2017