Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ СОШ N 304 Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Компакт-плюс" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей:
Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 23398-ЭП/17 от 02.10.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждение средняя общеобразовательная школа N 304 Центрального района Санкт-Петербурга по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д. 30, лит. А (извещение номер 0172200002717000165) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.08.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002717000165. Начальная (максимальная) цена контракта - 34 018 128,35 рублей.
В жалобе ООО "Компакт-плюс" указывает на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе, которые выразились, по мнению Заявителя, в:
- неверном установлении единых требований к участникам закупки;
- установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об аукционе не установлено требование о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительного кодекса) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительного кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Вместе с тем, согласно Приказу Ростехнадзора N 58 сведения в отношении перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске не применяются с 01.07.2017.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, должно являться членство в саморегулируемой организации.
Извещением о проведении аукциона от 31.08.2017 и документацией об аукционе не установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации, а также не установлено требование о предоставлении соответствующих документов.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем Заявителем не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих то, что предметом рассматриваемой закупки являются работы по капитальному ремонту, следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки содержит следующие условия:
"_слова, словосочетания, символы: "не более _ и не менее_", "не менее_и не более_", "более _ и не более_", "более_ и не выше_", "не ниже _и не выше _", "более _и менее_", "не менее_и не более_", "_-_", "менее_ и более_", "менее _ и не более", "не менее _ и менее _", устанавливают требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товара. При этом значения показателей (характеристик) товара, указанные участником закупки в заявке, не должны сопровождаться словами, конструкциями слов, словосочетаниями, символами: "не более_", "не менее", " не ниже", "ниже", "более", "свыше", "менее", "не более _ и не менее_", "не менее_и не более_", "более _ и не более_", "более_ и не выше_", "не ниже _и не выше _", "более _и менее_", "не менее_и не более_", "менее_ и более_", "не менее _ и менее _", "менее _ и не более", "_-_".
При описании требований к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, в настоящих требованиях, слова, словосочетания: "не более_- не менее_", " не ниже _ - не выше _", "менее _ - более_", "не более_ - не более_", "более _ - не менее", " не менее _ - более_", "более_- не более _", "не менее_ - не более_", "_-_", "от_- до_", "Св_ до_" или словесное указание на диапазон значений, устанавливают требования к диапазонным значениям показателей. При этом значения показателей (характеристик) товара, указанные участником закупки в заявке, не должны сопровождаться словами, конструкциями указанных слов, словосочетаниями: "не более_- не менее_", "более _ - не менее", "более_- не более _", "не менее _ - более_", "не менее _- не более _", "менее _ - более_", "_-_", " не ниже _ - не выше _", "не более_ - не более_", "Св_ до_", "от_- до_", но должны сопровождаться знаком " - " указывающим на диапазон значений в случае если установлено требование к двум значениям ("нижнее значение - верхнее значение"). Так же Участник закупки указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению верхней или нижней границы диапазона: Участник должен указать диапазонное(ные) значение(я) - для верхней или нижней границы показателя(лей), удовлетворяющее(ие) требованиям заказчика: равные или превышающие значения с использованием слов "не менее", "не ниже", "от"; равные или меньшие значения с использованием слов "не более", "не выше", "до"; превышающие значения с использованием слов "более", "свыше"; меньшие значения с использованием слова "менее".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что требования к товарам содержат отдельные виды показателей, в том числе минимальным и (или) максимальным показателям, а также показателям, которые определяются в виде диапазона значений в связи с чем символ "_ - _" трактуется для каждого из вида показателей отдельно. На момент заседания Комиссии УФАС основания полагать, что данные положения инструкции не позволяют представить сведения о предлагаемых товарах надлежащим образом, отсутствуют.
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений документации не направлял.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 64, 65, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Компакт-плюс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 октября 2017 г. N 44-3927/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2017