Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
Фонд развития и поддержки культуры, спорта и туризма (далее - заявитель): по доверенности;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 23698/17 от 04.10.2017) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса но организацию и проведение концерта, посвященного Международному дню пожилых людей, для жителей Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 12.09.2017 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004617000047. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 750 000,00 руб.
Заявитель обжалует действия комиссии Заказчика в части необоснованного присвоения низкой оценки в баллах своей заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Заказчиком, в п. 12.2. Специальной части документации о закупке по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено следующее:
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя / коэффициент значимости |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
1 |
Качество товаров (качество работ, качество услуг) |
100% / 1 |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки |
0 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием |
30 |
|||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки с полным описанием тип 2 |
60 |
|||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки с полным описанием тип 1 |
100 |
"Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по закупкам по показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
Оценка заявки участника по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта закупки (объектом закупки является организация и проведение концерта, посвященного Международному дню пожилых людей, для жителей Выборгского района Санкт-Петербурга в 2017 году) с описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов по форме "Предложения об объекте закупки" (Приложение N 9 к Специальной части конкурсной документации) (далее - Предложение о качестве). При этом Предложение о качестве разрабатывается участником на основе конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью настоящей конкурсной документации.
Участник закупки на свое усмотрение может оформить пояснительную записку к форме "Предложение об объекте закупки" с описанием предложений по улучшению качества оказания услуг, не ведущих к удорожанию стоимости оказания услуг.
В случае если участником в графе 3 формы "Предложение об объекте закупки" указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и участником не предлагается описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов, то в соответствии с таблицей N1 участнику присваивается 0 баллов по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Непредставление Предложения о качестве трактуется как "Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки".
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием" в случае, если в таком Предложении о качестве представлено описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов не в полном объеме.
Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена форма "Предложение об объекте закупки", составленная в полном соответствии с требованиями настоящего пункта и содержащая описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов в полном объеме, а к указанной форме представлена пояснительная записка с описанием предложений по охране окружающей среды при оказании услуг и/или иных предложений по улучшению качества оказания услуг, не ведущих к удорожанию стоимости оказания услуг.
В случае, если в составе заявки представлена форма "Предложение об объекте закупки", составленная в полном соответствии с требованиями настоящего пункта и содержащая описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов в полном объеме, но к указанной форме не представлена пояснительная записка или представлена пояснительная записка, которая не содержит описание предложений по охране окружающей среды при оказании услуг или иных предложений по улучшению качества оказания услуг, не ведущих к удорожанию стоимости оказания услуг, то такое Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта закупки с полным описанием тип 2".
Описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов должно соответствовать требованиям настоящей конкурсной документации.
При формировании Предложения о качестве участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а должен раскрыть данные требования и технологические решения с учетом имеющихся у участника таких конкурентных качеств как технология оказания услуг, технические возможности, имеющиеся трудовые ресурсы, наличие оборудования, возможности использования данного оборудования, трудовых ресурсов.
Описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов признается представленным не в полном объеме, если такое описание не содержит описание технологии оказания услуг и/или описание контроля качества оказания услуг и/или описание используемого оборудования и/или описание необходимых трудовых ресурсов.
Описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования, описание необходимых трудовых ресурсов и такое описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов соответствует настоящей конкурсной документации".
Так же, Заказчиком в Разделе 13 специальной части документации о закупке установлена инструкция по заполнению участником формы "Предложение об объекте закупки", согласно которой:
"В графе 2 данной формы указываются сведения из соответствующего пункта, указанного в графе 1 данной формы, или наименование объекта закупки настоящего конкурса, если в графе 1 указан номер "1" и предполагается сделать предложение в соответствии с требованиями п. 12.2 раздела 12 части II конкурсной документации".
В ходе анализа протокола рассмотрения и оценки заявок от 28.09.2017 в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что заявке Заявителя по вышеуказанному критерию присвоено "0" баллов.
В ходе анализа формы "Предложение об объекте закупки" в составе заявки Заявителя в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в графе "2" формы не указаны сведения из соответствующего пункта графы "1" и не поименован объект закупки конкурса, в связи с чем, заявке Заявителя присвоено "0" баллов.
Следовательно, жалоба признается необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Заказчиком, в п. 12.2. Специальной части документации о закупке по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено следующее:
"При формировании Предложения о качестве участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а должен раскрыть данные требования и технологические решения с учетом имеющихся у участника таких конкурентных качеств как технология оказания услуг, технические возможности, имеющиеся трудовые ресурсы, наличие оборудования, возможности использования данного оборудования, трудовых ресурсов".
Таким образом, согласно условиям конкурсной документации заявкам участников конкурса присваивается максимальный балл при наибольшей детализации и проработанности порядка оказания услуг, организационно-технических предложений, в т.ч. полноты учета требований, их детализации и содержательной проработанности предложения, описывающую концепцию производства работ, включающую свое предложение о качестве оказываемых услуг, в которой излагается свое видение оказания требуемых услуг, их содержание, объемы и виды, дающую развернутое, детальное предложение о способах решения поставленных задач, указанных в Техническом задании.
Порядок оценки по указанному критерию является субъективным, что приводит к злоупотреблению при оценке заявок, поскольку в конкурсной документация однозначно не указано, что должно содержаться в предложении участника закупки, чтобы получить максимальный балл, насколько стоит детализировать в заявке описание организационно-технических предложений, чтобы считать данное описание улучшенным предложением, что считать улучшенным предложением в целом, каким образом сравниваются два улучшенных предложения и т.д.
Кроме того, разные организационно-технические предложения, могут быть оценены разными соответствующими профильными специалистами не одинаково, что также усиливает фактор субъективизма при оценке заявок.
На основании изложенного Санкт-Петербургское УФАС России приходит к выводу, что в действиях должностного лица Заказника усматривается нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
2. В соответствии с ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.
Как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, закупка с номером извещения 0172200004617000047 06.10.2017 в 15:05:21 по решению антимонопольного органа по контролю в сфере закупок в результате поступившей жалобы Фонда развития и поддержки культуры, спорта и туризма переведена в статус: "Приостановлено определение поставщика (подрядчика, исполнителя)". Соответствующее уведомление направлено в электронный адрес Заказчика 06.10.2017 в 17:15.
Как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС согласно пояснениям сторон и представленным документам, Заказчиком проигнорированы данные изменения в статусе закупке, 09.10.2017 заключен государственный контракт.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, выраженное в заключении государственного контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Фонда развития и поддержки культуры, спорта и туризма необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 8 ст. 32 и ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику и его конкурсной комиссии не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 октября 2017 г. N 44-3938/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2017