Резолютивная часть решения оглашена 06.10.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела,
заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
ведущего специалиста - эксперта,
специалиста - эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Центр Развития" (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуги по разработке проектно-сметной документации на строительство Нового городского кладбища в мкр. Оргтруд (N закупки 0328300032817000778), в открытом заседании, в присутствии представителя уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Владимира (далее - уполномоченный орган, комиссия) (по доверенности от 05.09.2017 N 18-03/996), представителя заявителя - (приказ о продлении полномочий от 16.06.2017 N 1-06/17).
Заказчик ходатайствовал о рассмотрении жалобы ООО "Центр Развития" в отсутствие законного представителя.
В ходе рассмотрения дела Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуги по разработке проектно-сметной документации на строительство Нового городского кладбища в мкр. Оргтруд (N закупки 0328300032817000778).
В своей жалобе заявитель указывает, что согласно протокола рассмотрения заявок вторая часть заявки ООО "Центр Развития" была признана не соответствующей требованиям пункта 2 части 6 статьи 69, пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, чем были прямо нарушены права ООО "Центр Развития", выразившееся в следующем.
Заказчик в документации об аукционе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установил требования к участникам закупки, допустив нарушения положений иных федеральных законов.
В подпункте 1 пункта 18 извещения о проведении электронного аукциона, в подпункте 1 пункта 21 и подпункте 2 пункта 22 Информационной карты аукциона заказчиком установлены следующие требования, предъявляемые к участникам аукциона: соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки: в соответствии с ч. 4 ст. 48 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ организации должны являться членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования: наличие действующей выписки из реестра членов СРО, выданное саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом, утвержденным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, от 16 февраля 2017 года N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации": содержащая сведения о наличии у члена саморегулируемой организации права соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров: а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии). Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об аукционе. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств".
Из указанных требований, установленных заказчиком в документации об аукционе следует, что участник закупки должен одновременно быть членом двух СРО: СРО по инженерным изысканиям и СРО по организации подготовки проектной документации.
Между тем, представление выписки из реестра членов саморегулируемой организации по каждому из данных видов работ является необходимым в случае, если участник аукциона предполагает выполнение соответствующих видов работ самостоятельно.
В ином случае достаточно одного документа - выписки из реестра членов СРО, содержащей сведения о наличии у члена саморегулируемой организации права осуществлять подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), согласно которой иные требования, в том числе безопасности, качества выполненных работ достигаются через привлечение сторонних лиц, имеющих соответствующие допуски (членство в СРО).
Указанные выводы основаны на положениях пункта 5.2 статьи 48 ГК РФ, в силу которых договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 определен перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень видов работ).
В соответствии пунктом 13 раздела II Перечня видов работ, к видам работ по подготовке проектной документации относятся, в том числе работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Таким образом, установление заказчиком требований к участникам закупки о предоставлении в составе второй части заявки одновременно выписки из реестра членов СРО по инженерным изысканиям и выписки из реестра членов СРО по организации подготовки проектной документации, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
ООО "Центр Развития" просит признать жалобу обоснованной и выдать аукционной комиссии, заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Представитель уполномоченного органа по доводам жалобы заявителя пояснил следующее.
С учетом положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе безусловным является тот факт, что Градостроительный кодекс является федеральным законом, который содержит в своем составе нормы регулирующие отношения, связанные с определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в части касающейся установления к ним единых требований при формировании документов, необходимых при проведении процедуры закупки.
В частности, в отношении закупок, предметом которых является выполнение работ по подготовке проектной документации, такой нормой является часть 4 статьи 48 Градостроительного кодекса, в соответствии с которой работы по договорам о подготовке проектной документации должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
Именно на основании данной нормы Градостроительного кодекса извещение о проведении аукциона в электронной форме и рассматриваемая документация об аукционе в электронной форме содержат в своем составе информацию о требовании наличия у участника закупки документа, подтверждающего его право на выполнение работ, являющихся предметом закупки.
В частности, данные требования указаны в подпункте 1 пункта 18 извещения о проведении закупки, пункте 1 раздела 21 и подпункте 2 пункта 2 раздела 22 Информационной карты документации электронного аукциона.
Никакие иные нормы Градостроительного кодекса в рассматриваемом случае не являются регулирующими отношения направленные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а значит составляющими систему действующего законодательства о закупках, в том числе и часть 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса, на которую ссылается заявитель жалобы.
В соответствии с действующим законодательством, а именно, частью 5 статьи 55.17. Градостроительного кодекса Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая является органом надзора за саморегулируемыми организациями, 16.02.2017 издан приказ N 58, которым утверждена форма документа, являющегося подтверждением наличия у участников закупки права на выполнение работ, являющихся предметом закупки рассматриваемого аукциона в электронной форме. Данный приказ прошел регистрацию в Минюсте России 13 марта 2017 года за N 45921.
В частности, пункт 4 выписки из реестра членов саморегулируемой организации, утвержденной данным приказом изложен в следующей редакции: "Сведения о наличии у члена саморегулируемой организации права соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров: а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); б) в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии); в) в отношении объектов использования атомной энергии".
Таким образом, требование к участникам закупки, указанное в извещении о проведении электронного аукциона и содержащееся в двух разделах Информационной карты документации рассматриваемого электронного аукциона является прямым цитированием текста, содержащегося в подзаконном нормативном акте, изданном уполномоченным на то органом, во исполнение положений части 5 статьи 55.17. Градостроительного кодекса.
На основании изложенного, с учетом того обстоятельства, что техническим заданием на оказание услуги по разработке проектно-сметной документации на строительство нового городского кладбища в микрорайоне Оргтруд были предусмотрены несколько видов работ, а именно, выполнение инженерно-геодезических работ и инженерно-геологических изысканий на площадке строительства объекта в объеме, необходимом для обоснования, принятия решений и реализации проекта, а также разработка проектной и сметной документации уполномоченный орган считает, что в составе документации отсутствуют, избыточные требования, которые повлекли или могли повлечь нарушение прав и законных интересов участников закупки.
Кроме того, уполномоченный орган просит обратить внимание на то обстоятельство, что на стадии подачи заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе в адрес заказчика (уполномоченного органа) не поступало запросов на разъяснение положений документации аукциона в электронной форме, в том числе от заявителя жалобы.
На основании изложенного уполномоченный орган просит признать жалобу заявителя по доводам, содержащимся в ней, необоснованной в полном объеме.
Заказчик в своем мотивированном отзыве поддержал позицию уполномоченного органа, одновременно сообщил, что рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на строительство Нового городского кладбища мкр. Оргтруд (реестровый номер извещения N0328300032817000778) проводила аукционная комиссия, созданная уполномоченным органом.
По итогам рассмотрения вторых частей заявок комиссией было вынесено решение о несоответствии требованиям, установленным аукционной документацией участника под номером 1 (ООО "Центр Развития"), с которым заказчик полностью согласен.
В соответствии с п.п.5.2 ст.48 Градостроительного кодекса договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
В соответствии с п. 2. "Описание объекта закупки" Технического задания, являющегося приложением N1 к Информационной карте аукционной документации, проектная документация предусматривает выполнение инженерно-геодезических работ и инженерно-геологических изысканий.
На основании ч. 2 и ч. 3 ст. 47 ГК РФ работы по инженерным изысканиям должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.
Если указанное физическое или юридическое лицо нанимает для выполнения работ по инженерным изысканиям третьих лиц - это значит, что оно выступает в качестве генерального проектировщика.
Оценить достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий может физическое или юридическое лицо, обладающее соответствующей компетенцией в данной области. Компетенция подтверждается членством в соответствующем СРО.
Поэтому чтобы выполнять функции генерального проектировщика, участникам закупки необходимо иметь допуск СРО на выполнение проектных работ и допуск СРО на выполнение работ по инженерным изысканиям, предусмотренных в Техническом задании.
Таким образом, заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной в полном объёме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе гласит, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Изучив заявки участников, а также представленные уполномоченным органом документы, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу, что аукционная комиссия правомерно отклонила заявку ООО "Центр Развития", ввиду несоответствия требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, а именно по п. 1 раздела 21, пп. 2 п. 2 раздела 22 Информационной карты документации аукциона в электронной форме. В составе второй части заявки не предоставлена информация о соответствии участника закупки требованиям, установленным документацией аукциона, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе - отсутствует информация о наличии у участника закупки права на выполнение инженерных изысканий.
Таким образом, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно признала вторую часть заявки заявителя несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.
Также Комиссия установила, что рассматриваемая аукционная документация разработана заказчиком в соответствии с требованиями положений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Центр Развития" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуги по разработке проектно-сметной документации на строительство Нового городского кладбища в мкр. Оргтруд (N закупки 0328300032817000778), по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 6 октября 2017 г. N Г 1002-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2017