Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С.Ивановой |
заместителя руководителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
Л.В. Шевченко
М.В.Мельникова |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей: Уполномоченного учреждения - муниципального казенного учреждения "Муниципальный аукцион и заказ"
|
О.С. Зайцевой И.В. Балуновой |
представителя по доверенности; представителя по доверенности, |
в отсутствии представителей Заявителя - OOО "ТендерИнвестПартнер" и Заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Благоустройство", надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дел,
рассмотрев жалобу OOО "ТендерИнвестПартнер" (далее - Заявитель) (вх. N 5745 от 28.09.2017) на действия заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Благоустройство" (далее - Заказчик) и уполномоченного учреждения - муниципальное казенное учреждение "Муниципальный аукцион и заказ" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона на поставку лодки из ПВХ и лодочного мотора (извещение N 0835300006017000051) (далее - Аукцион) в части установления требований в документации об аукционе и порядка разъяснений положений документации об аукционе и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 28.09.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявителем был подан запрос на разъяснение положений документации об аукционе. Заказчиком в размещенном на официальном сайте разъяснении были внесены изменения в техническое задание документации об аукционе, изменяющие его суть, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
Просит отменить результаты определения поставщика.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Запрос на разъяснение положений документации поступил 22.09.2017, после чего Заказчиком были даны разъяснения положений документации об аукционе. Уполномоченным учреждением Заказчик был письменно предупрежден о нарушении требований Закона о контрактной системе, поскольку данные Заказчиком разъяснения не соответствовали требованиям законодательства.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
18.09.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 270 000,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0835300006017000051 от 26.09.2017 на участие в аукционе подана одна заявка.
1. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На имя заказчика было получен запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе следующего содержания:
При рассмотрении технического задания, были выявлены следующие нарушения:
1. Заказчиком установлены требования в техническом задании:
Диаметр цилиндра, мм |
Не менее 68 |
Ход поршня, мм |
Не менее 59 |
Важно отметить, что такие характеристики как "диаметр цилиндра" и "ход поршня" в технической документации на лодочные моторы (ГОСТ 28556-2016) отсутствуют. Указанную информацию возможно найти в каталогах и руководствах по эксплуатации, выпускаемых производителями лодочных моторов. Эти характеристики являются индивидуальными и зависят от Производителя (завода изготовителя) лодочных моторов. Указание таких характеристик в техническом задании, сводит к тому, что Заказчиком специально устанавливаются требования к поставке конкретной марки лодочного мотора, без возможности поставить аналогичный товар. Все основные параметры и технические требования к лодочным моторам, указанные в ГОСТ 28556-90, позволяют выбрать из многообразия выпускаемых лодочных моторов аналоги выпускаемой продукции всех известных производителей. Установление других технических требований, отличных перечисленных в ГОСТ 28556-90 и ГОСТ 28556-2016 обусловлено тем, что Заказчик при составлении технического задания руководствовался документацией конкретного производителя лодочного мотора, что является нарушением п.2 ч.1 ст.33 ФЗ N44. Просим исключить указанные требования, либо указать диапазонное значение Диаметр цилиндра, мм: не менее 68 Ход поршня, мм: не менее 59" в соответствие с данными аналогичного товара лодочных моторов Yamaha, Suzuki.
2. Заказчиком в Техническом задании установлено требование "Объем двигателя - 429 куб.см". Считаем, что данное требование неправомерно, так как в ГОСТ 28556-90 в Приложении 1 (рекомендуемое) опубликована "ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ТИПОМ МОТОРА, РАБОЧИМ ОБЪЕМОМ И ЧИСЛОМ ЦИЛИНДРОВ".
Тип мотора по номинальной мощности, кВт (л.с.) |
Рекомендуемые параметры |
|
число цилиндров, шт. |
рабочий объем, см3 |
|
До 1,5 (2) включ. |
2 |
45 - 55 |
Св. 1,5 (2) " 3,7 (5) " |
1 - 2 |
100 - 125 |
" 3,7 (5) " 5,9 (8) " |
2 |
150 - 175 |
" 5,9 (8) " 11,0 (15) " |
2 |
200 - 350 |
" 11,0 (15) " 18,4 (25) " |
2 |
350 - 450 |
" 18,4 (25) " 25,7 (35) " |
2 |
450 - 550 |
" 25,7 (35) " 44,1 (60) " |
2 - 3 |
650 - 800 |
Согласно представленной информации, для мотора мощностью 30 лс должен быть установлен диапазон рабочего объема двигателя: 450 - 550 см3 . Просим дополнить тех. Задание диапазоном представленных значений либо указать: Рабочий объём двигателя: не менее 429 см3. Изменение предоставит возможность предложить к поставке лодочные моторы Yamaha или Suzuki, которые являются аналогом мотора, технические характеристики которого перечислены в ТЗ.
3. Заказчиком ТЗ установлено требование к "Передаточное соотношение - 1,92:1"
В соответствии с данными руководств по эксплуатации лодочных моторов с мощностью 30 лс., передаточное число составляет для:
Mercury 30ЕО 1,92:1
Yamaha 30 НMHL 2,08:1
Suzuki DT 30 S 2,09:1
Tohatsu 30 S 1,92:1
Перечисленные моторы являются аналогами, поэтому Заказчику необходимо установить требования к Передаточное число "не менее 1,92:1" в соответствии с представленными аналогами лодочных моторов.
4. Заказчиком ТЗ установлено требование к - Вес - 51 кг. Важно отметить, что такой характеристики в технической документации на лодочные моторы (ГОСТ 28556-2016) нет. Эта характеристики являются индивидуальными и зависят от Производителя (завода изготовителя) лодочных моторов. Указание таких характеристик в техническом задании, сводит к тому, что Заказчиком устанавливаются требования к поставке конкретной марки лодочного мотора, без возможности поставить аналогичный товар. Просим исключить либо дополнить указанный параметр, так как все представленные на рынке лодочные моторы одной мощности, являются аналогами, и вес приблизительно имеют одинаковый вес. Все производители маломерных судов предусматривают трануц таким образом, чтобы он позволяло установить лодочные моторы основных лидеров рынка лодочных моторов. Просим расширить парметр Вес мотора в соответствии с таблицей:
Mercury 30ЕО 51 кг
Yamaha 30 НMHL 56 кг
Suzuki DT 30 S 54 кг
В ответе на запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе, размещенном в ЕИС 25.09.2017, Заказчиком были внесены изменения в техническое задание документации об аукционе в части изменения параметров "Объем двигателя", "Максимальное число оборотов в минуту", "Сухая масса", "Мощность" и ряда других, без внесения вышеуказанных изменения непосредственно в документацию об аукционе. Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что Заказчиком нарушено требование части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, в связи с чем жалоба Заявителя в данной части является обоснованной.
2. Подпунктом 12.1 раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об аукционе установлено соответственно следующее:
В целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с Федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что на территории Российской Федерации временно вводятся запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации. Признаки нахождения организаций под контролем граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, определяются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее -Закон N 57-ФЗ).
При этом, согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 31 мая 2017 года N 244 "Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики", вступившего в силу 31.05.2017, подпункт "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" признан утратившим силу, а вышеуказанные ограничения отменены.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что информация, изложенная в подпункте 12.1 пункта 12 "Специальные экономические меры" Раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об аукционе, не соответствует требованиям части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
При этом, согласно подпункту 2 пункта 22 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заявке" раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе установлено следующее требование к содержанию первой части заявки на участие в аукционе: Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующую информацию: - согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе, что по мнению Комиссии нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определены единые требования к участникам закупки, которые должен устанавливать заказчик.
Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены следующие изменения: "Внести в часть 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 27, ст. 4001; N 29, ст. 4353; 2016, N 1, ст. 10; N 27, ст. 4298) следующие изменения:
1) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
Указанный Федеральный закон вступил в силу 09.01.2017.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом подпунктом 7 пункта 35 "Требования к участникам аукциона в электронной форме" раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе установлено следующее требование к участникам аукциона: - отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что установив единые требования к участникам закупки без учета изменений, внесенных в статью 31 Закона о контрактной системе Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 489-ФЗ, Уполномоченным учреждением нарушены требования части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос ведущего заседание комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу OOО "ТендерИнвестПартнер" обоснованной.
2. Признать Заказчика - муниципальное бюджетное учреждение "Благоустройство" нарушившим часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать Уполномоченное учреждение - муниципальное казенное учреждение "Муниципальный аукцион и заказ" нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 2 части 1 статьи 64; часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки в части своих полномочий предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С.Иванова |
Члены комиссии: |
|
Л.В. Шевченко
М.В. Мельников |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 5 октября 2017 г. N КС-248/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2017