Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
М.В. Мельникова
Ю.К. Быстровой |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей заказчика - администрации муниципального образования "Мамоновский городской округ" (далее - Заказчик) - Штукаря М.А. (представитель по доверенности), С.П. Гвоздинского (представитель по доверенности), Т.А. Зворыгиной (представитель по доверенности); заявителя - ООО "СветлогорскГрадСтрой" (далее - Заявитель) - Н.А. Фомакиной (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт тротуара по ул. Артиллерийская (левая сторона) в г. Мамоново Калининградской области (извещение N 0135300000917000026) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
02.10.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя (вх. N 5848 от 02.10.2017) на действия комиссии Заказчика при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявителем подана заявка с порядковым номером 10 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Артиллерийская (левая сторона) в г. Мамоново Калининградской области.
По результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, заявка Заявителя допущена к участию в Аукционе.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "Ремонт тротуара по ул. Артиллерийская (левая сторона) в г. Мамоново Калининградской области" следует, что единая комиссия Заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг по результатам рассмотрения первых частей заявок допустила к участию в Аукционе и признала участниками Аукциона 11 участников.
Заявитель полагает, что вышеуказанные действия единой комиссии Заказчика свидетельствуют о незаконном допуске к участию в Аукционе заявок, не соответствующих требованиям аукционной документации. Данные действия единой комиссии Заказчика нарушает законные права Заявителя, как добросовестного участника закупки.
Заявитель просит провести проверку вышеуказанных обстоятельств, признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений в конкурсной документации.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе Заявителя, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
12.09.2017 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение и документация Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 072 938,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
1. В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Требования к содержанию заявки на участие в электронном аукционе установлены статьей 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 18 раздела II "Информационная карта аукциона" документации Аукциона (далее - Раздел II) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара при условии отсутствия в настоящей документации об электронном аукционе указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 18 раздела II "Информационная карта аукциона" документации Аукциона (далее - Раздел II) также установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержится в части 6 раздела I "Общие сведения" документации об Аукционе (далее - Раздел I).
Пунктом 6.23. Раздела I определено, что условные обозначения товаров, указанных в настоящей документации об аукционе (пункт 8.2 части 8 раздела I), рассматриваются в настоящей документации в качестве конкретных показателей товаров (материалов). Условные обозначения этих товаров должны быть указаны в соответствии с ГОСТ, перечисленными в Описании объекта закупки. Описание этих товаров является требованием к соответствующим условным обозначениям, т.к. в отношении данных материалов заданы минимальные и (или) максимальные значения показателей.
В силу пункта 8.2. раздела I в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в рамках настоящей документации участнику закупки необходимо указать условное обозначение следующего товара: плитка тротуарная.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Учитывая вышеизложенное, условное обозначение плитки является конкретным показателем товара (материала) и должно быть указано в соответствии с ГОСТ.
В силу пункта 6 Раздела III "Описание объекта закупки" документации Аукциона (далее - Раздел III) материал - плитка тротуарная должна соответствовать ГОСТ 17608-91 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия".
Согласно пункту 1.2.2. ГОСТ 17608-91 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" марки, форма и размеры плит должны соответствовать указанным в приложении 1.
В соответствии с пунктом 1.2.7. ГОСТ 17608-91 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" плиты обозначаются марками в соответствии с ГОСТ 23009. Данный пункт ГОСТ 17608-91 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" также содержит примеры условных обозначений плит.
Таким образом, учитывая положения документации Аукциона и требования ГОСТ 17608-91 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" заявка участника закупки должна содержать указание на условное обозначение плит тротуарных.
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что по окончании срока приема заявок на участие в Аукционе поступило 11 заявок. Рассмотрев представленные заявки, аукционной комиссией Заказчика принято решение о допуске всех представленных заявок на участие в Аукционе (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.09.2017).
Вместе с тем, Комиссией установлено, что заявки с порядковыми номерами 1,2,3,4,5,6,8,9,11 не содержат конкретных показателей товара по пункту 6 "плитка тротуарная должна соответствовать ГОСТ 17608-91 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" (условное обозначение товара), предусмотренных положениями документации Аукциона.
Заявка с порядковым номером 3 не содержит информации о наименовании страны происхождения товара (пункт 6 заявки), что также предусмотрено нормами Закона о контрактной системе и положениями документации Аукциона.
Заявка с порядковым номером 8 не содержит информации относительно подкласса прочности по скорости твердения, класса прочности на сжатие и нормирование прочности по скорости твердения (пункт 2 заявки).
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия аукционной комиссии при рассмотрении заявок участников Аукциона с порядковыми номерами 1,2,3,4,5,6,8,9,11 (в части необоснованного допуска заявок) не соответствуют положениям части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
При этом, документация о закупке должна содержать требование к содержанию, составу заявки на участие в такой закупке, а также инструкцию по ее заполнению. Вместе с тем, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такой закупки или ограничение доступа к участию в такой закупке.
Документация Аукциона содержит требования, предъявляемые к материалам, используемым при выполнении работ, являющихся предметом закупки:
1) Песок природный средний для устройства подстилающих и выравнивающих слоев оснований, соответствующий ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия":
- тип песка должен быть неорганический сыпучий материал с максимальной крупностью зерен 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке валунно-гравийно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных месторождений. Класс песка должен быть II или I. Группа песка должна быть "средний". Модуль крупности песка должен быть от 2,0 до 2,5. Полный остаток песка на сите N 063 должен быть свыше 30 не более 45 % по массе. Содержание зерен крупностью св. 10 мм должно быть не более 5 % по массе. Содержание зерен крупностью св. 5 мм должно быть не более 15 % по массе. Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм должно быть не более 15 % по массе. Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 3 % по массе. Содержание в песке глины в комках должно быть не более 0,5 % по массе. Песок не должен содержать посторонних засоряющих примесей.
2) Бетон тяжелый для установки бортовых камней соответствующий ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия":
- по классу прочности на сжатие в проектном возрасте бетон должен быть B15. Бетон должен быть тяжелый. Марка по морозостойкости бетона должна быть не ниже F100. Марка по водонепроницаемости бетона должна быть не менее W4. Средняя плотность зерен крупного заполнителя бетона должна быть 2000-3000 кг/м3. Истинная плотность мелкого заполнителя бетона должна быть 2000-2800 кг/м3. Модуль крупности мелкого заполнителя должен быть от 1,5 до 3,0. Содержание пылевидных и глинистых частиц в крупном заполнителе не превышает 3 % массы. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе не превышает 35 % массы.
Исходя из системного анализа положений документации и ГОСТов, указанных Заказчиком в документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик установил требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные Законом о контрактной системе показатели результатов испытаний, компонентного состава товаров, которые не свидетельствует о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, а лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки и не могут быть признаны показателем товара.
Комиссия считает, что установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара, которые не могут быть известны участнику закупки на момент подачи заявки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также является производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и составляющих товара, которые используются, в том числе, при его изготовлении.
Кроме того, при условии соответствия товара требованиям ГОСТ, допустимые значения показателей товара и результатов испытаний не могут отличаться и выходить за пределы, установленные государственным стандартом, следовательно, требование к их описанию также является избыточным и нарушает правило объективного характера описания объекта закупки, что также является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что при описании объекта закупки Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СветлогорскГрадСтрой" обоснованной.
2. Признать действия аукционной комиссии Заказчика нарушающими положения части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать действия Заказчика нарушающими пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать аукционной комиссии Заказчика, Заказчику, оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ" (в рамках имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
М.В. Мельников
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 5 октября 2017 г. N КС-250/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2017