Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
06.10.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобы ООО "Технострой", ООО "Перспектива", ООО "Тандем", ООО "Олимп" на действия заказчика при проведении запроса предложений на выполнение ремонтных работ по объекту СПДС "Дружная семейка" вс.п. Луначарский муниципального района Ставропольский Самарской области (извещение N 0142300027117000226, начальная (максимальная) цена контракта - 6 843 359,33 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Технострой", ООО "Перспектива", ООО "Тандем", ООО "Олимп" на действия заказчика при проведении запроса предложений на выполнение ремонтных работ по объекту СПДС "Дружная семейка" вс.п. Луначарский муниципального района Ставропольский Самарской области (извещение N 0142300027117000226, начальная (максимальная) цена контракта - 6 843 359,33 рублей).
В своих жалобах заявители указывают, что
1. В пункте 1.1. требований к материалам, используемым при выполнении работ, к гипсовым вяжущим заказчиком установлены требования к пределу прочности образцов-балочек: "40х40х160 мм", при этом заказчиком не конкретизировано, какие из указанных параметров характеризуют длину, ширину и толщину.
2. В ряде позиций в приложении N 1 к техническому заданию заказчиком установлены избыточные требования к материалам, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
3. Техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов.
4. В пункте 3.27 требований к материалам, используемым при выполнении работ, установлено требование к пемзе, однако в характеристиках заказчик дает описание щебня, что противоречит Закону о контрактной системе.
5. Заказчиком установлены размеры штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в нарушение требований статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. В документации о закупке не содержится требований о максимальных или минимальных значениях показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требований.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, приостановить определение поставщика, подрядчика, привлечь к административной ответственности лиц, ответственных за нарушение законодательства РФ.
Представитель заказчика против доводов заявителей возражали, просили отказать в удовлетворении жалобы, представили письменные возражения по существу жалоб.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 1.1. требований к материалам, используемым при выполнении работ, к гипсовым вяжущим заказчиком установлены требования к пределу прочности образцов-балочек: "40х40х160 мм", которые, со слов заявителей, вводят участников в заблуждение. Данное утверждение следует признать необоснованным, поскольку руководствуясь ОСТ 4.000.028-84 и общепринятыми правилами указания габаритных размеров стоит понимать указанные характеристики как: длина * ширина * толщина.
Согласно следующему доводу в ряде позиций в приложении N 1 к техническому заданию заказчиком установлены избыточные требования к материалам, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
Заказчиком при описании материалов использованы требования, закрепленные в нормативно-технической документации и ГОСТах, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе указано о соответствии материалов, используемых при выполнении работ, требованиям ГОСТ, следовательно, указаний точных (единственных) значений показателей, значения которых становятся известными при испытании, не требуется.
Согласно следующему доводу жалоб, документация об электронном аукционе, в частности Приложение N 1 к Техническому заданию, размещена в формате, создающим препятствия при подготовке заявки на участие в аукционе, поскольку не позволяет должным образом осуществить копирование и поиск фрагментов текста.
Комиссией Самарского УФАС была произведена попытка копирования отдельных фрагментов текста, при этом копируемая информация действительно искажалась при копировании показателей.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Тем самым, заказчиком нарушены вышеперечисленные требования Закона о контрактной системе. Следовательно, по указанному доводу жалобу следует признать обоснованной. Однако при этом следует учесть, что запросов разъяснений документации электронного аукциона в данной части, в том числе от заявителей, заказчику не поступало.
Согласно следующему доводу, в пункте 3.27 требований к материалам, используемым при выполнении работ, заказчиком установлено требование к материалу, используемому при выполнении работ. При этом в наименовании материала указано "пемза", однако в характеристиках и параметрах указано: "фракция, мм. Марка щебня по объемной насыпной массе и т.д.". В наименовании материала Заказчиком уже установлено конкретное требование к типу "Пемза", установление требования в столбце "Характеристики", предполагающего выбор одного из вариантов, вводит участников в заблуждение и позволяет указать в заявке сведения, противоречивые друг другу.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии со следующим доводом заявителя, заказчиком установлены размеры штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в нарушение требований статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063.
Комиссией Управления установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, а постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063 признано утратившим силу.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года N 1042, установлено, что настоящее постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.
Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042 вступило в законную силу 09.09.2017 г.
26.09.2017 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение N 0142300027117000226.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа, изучив проект контракта Заказчика, приходит к выводу, что Заказчиком в разделе 6 "Ответственность сторон" проекта контракта установлены размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств контракта без учета Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года N 1042.
Согласно следующему доводу заявителя в документации о закупке не содержится требований о максимальных или минимальных значениях показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требований, что не соответствует действительности.
Комиссия Самарского УФАС России в действиях Заказчика усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Технострой" необоснованной, жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной, ООО "Тандем" частично обоснованной, жалобу ООО "Олимп" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, частей 5, 7 статьи 34, статей 1, 6. 7 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 6 октября 2017 г. N 1283-3397-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2017