Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.В. Меньшиковой, старшего государственного инспектора, А.А. Кирилловой, старшего государственного инспектора, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Дилар" (далее также - податель жалобы) на действия уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок" (далее - уполномоченный орган) и государственного заказчика - Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Норильска" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Текущий ремонт муниципальных квартир" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300010117000799 (далее - электронный аукцион, закупка), установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Дилар" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик и податель жалобы не обеспечили.
До рассмотрения жалобы от уполномоченного органа поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя уполномоченного органа и пояснения по доводам жалобы.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, заказчик установил требования к товару "Лампы электрические осветительные для жилых помещений" ГОСТ Р 52706-2007 которое запрещено закупать или использовать для выполнения работ в рамках государственных и муниципальных закупках.
Во-вторых, по мнению подателя жалобы, заказчик в описании объекта закупки установил излишние требования к материалам которые становятся известны только после испытаний определенной партии товара.
В-третьих, заказчик установил требования о размерах штрафов в нарушение положений Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Заказчик в письменных пояснениях с доводами жалоб не согласился, считая, что аукционная документация в обжалуемой части не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Текущий ремонт муниципальных квартир".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Проведя анализ аукционной документации комиссия по рассмотрению жалобы установила, что в пункте 7.1 информационной карты указано следующее "Описание объекта закупки в соответствии с требованиями положений Федерального закона N 44-ФЗ содержится в части II "Техническое задание" к настоящей документации об электронном аукционе".
Согласно ведомости материальных ресурсов участнику закупки необходимо предоставить лампы электрические осветительные для жилых помещений которые соответствуют требованиям ГОСТ Р 52706-2007.
ГОСТ Р 52706-2007 является национальный стандарт Российской Федерации. Для лампы накаливания вольфрамовые для бытового и аналогичного общего освещения. Однако в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты. Российской Федерации". С 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается закупка электрических ламп накаливания для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения (часть 8 статьи 10 указанного Закона).
Из изложенного следует, что лампы, соответствующие указанному в документации ГОСТ Р 52706-2007 не могут являться объектом рассматриваемой закупки, ввиду чего Комиссия признает данный довод жалобы обоснованным, а заказчика (уполномоченный орган) нарушившим часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В частях 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчик установил следующие требование к содержанию первой части заявки: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе и оговоренных в Приложении N_3 части II "Техническое задание" (ведомости материальных ресурсов), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
(Во избежание пропуска наименований товаров, отраженных в Приложении N 3 части II "Техническое задание" - ведомости материальных ресурсов настоящей документации об аукционе, Участник аукциона может воспользоваться непосредственно самой ведомостью материальных ресурсов и предоставить ее в составе первой части заявки, дополнив ее соответствующими сведениями, оговоренными выше)".
Из указанного следует, что участнику закупки при составлении первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо перенести сведения о товарах вместе со значениями показателей данных товаров в неизменном виде, а также представить в отношении таких товаров сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патентах (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименование страны их происхождения.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчик установил требования к используемым материалам и перечислил их в Приложении 3 к техническому заданию в виде таблицы.
В ведомости материальных ресурсов (приложение 3 к техническому заданию) заказчик установил, что в столбце 7 содержатся показатели, значения которых не могут изменяться (в том числе установленные в диапазоне значений), которые в "Предложении участника аукциона" (столбец 8) указываются в строгом соответствии с показателями (диапазонами), установленными в столбце 7".
Кроме того, конкретные показатели, установленные заказчиком в приложении 3 к части II "Техническое задание" полностью соответствуют показателям примененных ГОСТов для соответствующих материалов, например:
N |
Наименование товара (материальных ресурсов) |
Наименование нормативного документа |
Требования к товару/ характеристики в т.ч. (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные при наличии), а также значения, показатели которых не могут изменяться Значения показателей, которые не могут изменяться, в том числе указанные в диапазоне значений |
|
|
Клей для облицовочных работ |
Прочность клеевого соединения после выдерживания в воздушно-сухой среде в течение 28 сут (Мпа) |
не менее 1 |
|
Прочность клеевого соединения после выдерживания в водной среде (Мпа) |
не менее 1 |
Как указано в ГОСТе Р 56387-2015 "Смеси сухие строительные клеевые на цементном вяжущем. Технические условия" (таблица 1). В техническом задании установлены конкретные показатели для клея класса С2 согласно ГОСТу, которые не могут изменяться. Соответственно, любая партия клея класса С2 для облицовочных работ, изготовленная в соответствии с ГОСТом, будет соответствовать требованиям документации.
Таким образом, в отношении технических характеристики участники закупки имеют возможность указать в виде неизменного конкретного показателя диапазон значений, предусмотренных заказчиком и соответствующих ГОСТами, что не влечет за собой ограничения доступа к участию в закупке, не вступает в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе, за исключением показателя "водопоглощение" материала "плитки для полов". При этом, из стандарта качества, которому такой товар должен соответствовать (ГОСТ 6787-2001) следует, что данный показатель становится известным только после проведения испытаний.
Вместе с тем, требование заказчика предоставить конкретные значения показателей, которые становятся известными непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства, является требованием, влекущим за собой ограничение количества участников аукциона, поскольку принять участие в таком аукционе смогут только те лица, которые на момент подачи заявки имеют в наличии товар с сертификатами качества, в которых указаны конкретные значения показателей, полученных при испытании определенной партии таких товаров.
Таким образом, довод жалобы, касающийся установления требований, в нарушение норм Закона о контрактной системы, предоставить значения показателя "водостойкость" материла "плитки для полов", который становятся известными только при испытании определенной партии такого товар после его производства, признан Комиссией обоснованным, а заказчик (уполномоченный орган) нарушившим требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссия отмечает, что проанализировав проект контракта, Комиссия не установила факт того, что его положения противоречат требованиям Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, требованиям статьи 34 в части установления правил определения штрафов, неустоек и пеней, жалоба конкретных указаний на какие-либо противоречия не содержала, ввиду чего Комиссия не может признать довод жалобы, касающийся таких положений проекта контракта, обоснованным.
Комиссия отмечает, что из Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, размещенного в ЕИС, следует, что электронный аукцион признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок, заявок с целью участия в электронном аукционе не поступило. При этом, из пояснений заказчика следует, что потребность в проведении указанного электронного аукциона в настоящее время отсутствует, ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что необходимость в выдачи предписания об устранении выявленных нарушений отсутствует.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалоб по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Дилар" частично обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика, уполномоченного органа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.В. Меньшикова |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 октября 2017 г. N 1667
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2017