Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей ГБУЗ "ГП N 115 ДЗМ": Н.М. Грачева, С.Ю. Седых,
а также в отсутствии представителей ООО "Ресурс", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/48342/17 от 22.09.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Ресурс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 115 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту центральной части здания филиала ГБУЗ "ГП N115 ДЗМ" городская поликлиника N173 по адресу ул. Маршала Бирюзова, д.30 (Закупка N 0373200581917000004) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/48342/17 от 22.09.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в п.5.1 технического задания аукционной документации неправомерно установлено требование об обязанности Подрядчика в день, следующий за днём подписания Заказчиком контракта, предоставить Заказчику, в частности, сертификаты, протоколы испытаний, экспертизы на материалы, перечень которых указан в Приложении N 3 к Контракту, подтверждающие соответствия используемых материалов всем требованиям и показателям, содержащимся в Приложении N 3 к Контракту. В случае если в Приложении N 3 к Контракту по какой-либо позиции указано соответствие ГОСТу, то Подрядчик так же обязан передать сертификаты, протоколы испытаний, экспертизы на материалы, подтверждающие соответствие таких материалов всем требованиям и показателям, указанным в ГОСТах, при этом, в силу п.5.2 технического задания Подрядчик не приступает к оказанию услуг до предоставления всего комплекта документов указанного в п. 5.1. настоящего Технического задания, поскольку, участникам закупки не представляется возможным определить для какого перечня товаров (материалов) необходимо предоставить требуемые документы в установленный срок.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились пояснить на какие именно товары необходимо предоставить требуемые документы, а также затруднились обосновать необходимость предоставления сертификатов, протоколов испытаний, экспертизы на материалы в день, следующий за днём подписания Заказчиком контракта с учетом того, что предметом контракта является выполнение работ по текущему ремонту в течении 90 календарных дней.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требование к предоставлению сертификатов, протоколов испытаний, экспертизы на материалы в день, следующий за днём подписания Заказчиком контракта носит необъективный характер и установлено в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В составе жалобы Заявитель указывает на установление в технической части аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а также не позволяют определить потребность Заказчика, а именно:
· п.31 "Электроды": Покрытие электрода: с тонким или средним или толстым покрытием; Диаметр стержня электрода d: от 2* до 4* мм, длина электрода с толстым покрытием L: не более 350 мм: Тип электрода: Э42; Э46, п.69 "Электроды тип 2": Покрытие электрода: со средним или тонким или толстым; длина электрода с тонким покрытием L: не более 450 мм; Тип электрода: Э42; Э46; Диаметр стержня электрода d: от 5* до 12*, что согласно доводам Заявителя может вводить в заблуждение участников закупки поскольку, Заказчиком не установлены требования ко всем длинам электродом со всеми возможными покрытиями.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что требования к длинам товаров п.31 "Электроды": и п.69 "Электроды тип 2" установлены в силу конструктивных их особенностей, так например, если для выполнения работ участник предлагает к использованию электроды с толстым покрытием, то в силу конструктивных особенностей необходимо, что бы длина электродом не превышала указанную, поскольку она напрямую влияет на качество шва, в то время как для остальных покрытий электродом данный параметр не важен.
· п. 43 "Кран шаровой тип 1": Материал изготовления органа управления крана: из алюминия; из стали ; Цвет стального органа управления крана: красный; черный, что также согласно доводам жалобы может вводить участников закупки в заблуждение поскольку, установлено требование только к цвету стального органа управления крана.
В ответ на вышеуказанный довод представители Заказчика пояснили, что требования к цвету товара п. 43 "Кран шаровой тип 1" установлены на основании потребности Заказчика или в алюминиевом органе управления крана или в красном или черном стальном органе управления крана.
· п.162 "Раствор тип 3": Вяжущее раствора: портландцемент; известь строительная, цемент; Марка сложного по подвижности раствора: от Пк2* до Пк4*, что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку, Заказчик не подразделяет раствор на простой и сложный, кроме того, также установлено требование только к марке по подвижности сложного раствора и не установлено требование к марке по подвижности простого раствора.
Относительно требований к товару п.162 "Раствор тип 3" представители Заказчика пояснили, что требование типу раствора (простой и сложный) следует из требования к вяжущему (портландцемент; известь строительная, цемент), при этом, в случае предложения участников к использованию при выполнении работ сложного раствора для обеспечения требуемых свойств необходимо, что бы он обладал маркой от Пк2* до Пк4*.
· п.203 "Раствор тип 4": Вяжущее раствора: шлакопортландцемент; портландцемент; Заполнитель раствора на основе шлакопортландцементного вяжущего: золошлаковый песок; песок из шлаков тепловых электростанций, что может вводить участников закупки в заблуждение поскольку, установлено требование только к заполнителю раствора на основе шлакопортландцементного вяжущего и не установлено требование к заполнителю раствора на основе портландцементного вяжущего.
· п.208 "Раствор тип 1": Заполнитель тяжелого раствора: песок для строительных работ; золошлаковый песок; Класс по средней плотности раствора: легкие; тяжелые, что также может вводить участников закупки в заблуждение поскольку, установлено требование только к заполнителю тяжелого раствора и не установлено требование к заполнителю легкого раствора.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что в случае предложения участников к использованию при выполнении работ раствора по п.203 "Раствор тип 4" с вяжущем "шлакопортландцемент" для обеспечения требуемых свойств необходимо, что бы его заполнителем был или золошлаковый песок или песок из шлаков тепловых электростанций, аналогично для товара п.208 "Раствор тип 1" - в случае предложения участников к использованию при выполнении работ раствора по п.208 "Раствор тип 1" с тяжелым классом по средней плотности раствора для обеспечения требуемых свойств необходимо, что бы его заполнителем был или песок для строительных работ или золошлаковый песок.
Вместе с тем, согласно инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов) (далее - инструкция): "В случае если в требуемых параметрах/требуемых значениях представлено несколько вариантов составляющих (компонентов) материала, то при выборе одного из составляющих (компонентов) необходимо указать только те характеристики, которые соответствуют выбранному составляющему (компоненту), а в отношении не используемых/не применяемых характеристик к выбранному составляющему (компоненту), в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается указать прочерк "-", "отсутствует", значение ноль "0", вне зависимости от применяемых знаков и обозначений (символов, союзов, слов)".
Таким образом, участникам закупки представляется возможным при выборе одного из составляющих (компонентов) в отношении не используемых/не применяемых характеристик к выбранному составляющему (компоненту), в графе "Значение, предлагаемое участником" указать прочерк "-", "отсутствует", значение ноль "0".
В жалобе Заявитель также указывает на установление неправомерных требований к цветам труб гофрированных по позициям 17, 53, 196 и 199, поскольку, из описания назначения труб следует, что трубы гофрированные являются элементом кабеленесущей системы, при этом, в силу инструкции детали кабеленесушей системы одинаковый типов должны быть одного цвета, однако, участникам закупки не представляется возможным выполнить указанное требование, поскольку, по позициям 17, 53, 196 и 199 установлены различные требования к цветам труб гофрированных.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что вышеуказанное положение инструкции относиться исключительно к одинаковым типам товаров, при этом указанные трубы гофрированные по позициям 17, 53, 196 и 199 являются разными типами деталей кабеленесушей системы (п.17 "Труба гофрированная тип 4", п.53 "Труба гофрированная тип 1", п.196 "Труба гофрированная тип 3", п.199 "Труба гофрированная тип 2").
Ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, а именно отсутствуют доказательства невозможности формирования первой части заявки в соответствии с вышеуказанными требованиями документации, а также определения потребности Заказчика, кроме того, не представлено документов, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к товарам вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. В составе жалобы Заявитель также указывает на установление в технической части аукционной документации неправомерных требований к товару п.17 "Труба гофрированная тип 4", которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а также не позволяют определить потребность Заказчика, а именно, согласно разделу 10 Технического задания: необходима труба только одной серии товара п.17 "Труба гофрированная тип 4", при этом, в форме 2 установлены следующие требования к данному товару: Внешний диаметр тяжелой серии трубы гофрированной: 16; 20 мм; Внешний диаметр легкой серии трубы гофрированной: 40; 50 мм.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились обосновать необходимость установления требований к товару п.17 "Труба гофрированная тип 4" вышеуказанным образом в разных частях аукционной документации, а также затруднились обосновать невозможность установления требования к серии труб в форме 2.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару п.17 "Труба гофрированная тип 4" установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ресурс" на действия ГБУЗ "ГП N 115 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерного требования к предоставлению сертификатов, протоколов испытаний, экспертизы на материалы в день, следующий за днём подписания Заказчиком контракта, а также в части установления неправомерных требований к товару п.17 "Труба гофрированная тип 4".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председатель Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
Е.И. Ушкова
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 сентября 2017 г. N 2-57-11720/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017