Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей МАИ: Н.А. Ломова, Ю.М. Волковой,
а также в отсутствие представителей ООО "Олимп", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/49262/17 от 27.09.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Олимп" (далее - Заявитель) на действия МАИ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту подъемно-транспортного оборудования в существующих шахтах здания общежития МАИ (рег.NN 125473, 125476, 125477, 125478) (Закупка N 0373100065617000108) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/49262/17 от 27.09.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно:
п.22 "Розетка": Размеры (длина ширина высота): 70/80х70/80х40 мм, п.24 "Выключатель автоматический": размер: должно быть > 80 до 90 х должно быть > 60 < 75 х должно быть от 15 < 20 мм, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку, участникам закупки не представляется возможным определить какие значения относятся к длине, какие к ширине, а какие к толщине.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что согласно п.17 инструкции по подготовке первой части заявки (далее - инструкция): "При описании показателей товара могут указываться обозначения в виде "значение х значение", "значение х значение х значение", при этом каждое значение может быть задано со словами и знаками. В этом случае участником должен быть представлен конкретный показатель в виде "значение х значение", "значение х значение х значение", и каждое значение должно быть указано с учетом требований, изложенных в правилах о словах и знаках", таким образом, с учетом вышеуказанных положений инструкции, участникам закупки представляется возможным определить какие значения относятся к длине, какие к ширине, а какие к толщине товара п.22 "Розетка". Вместе с тем, представители Заказчика пояснили, что Заказчику не принципиально какие именно габаритные части (стороны) товара п.24 "Выключатель автоматический" будут соотнесены участниками, таким образом, участники могут предложить любой выключатель, общие размеры которого соответствуют заданным Заказчиком границам значений.
в п.26 "Электроды (тип 2)" и в п.53 "Кислород технический газообразный" Заказчиком установлены требования к материалам которые будут использованы при выполнении работ, и, по мнению Заявителя, проверить значения которых Заказчику не представится возможным.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что Заказчик наделен правом устанавливать требования к используемым при выполнении работ товарам, при этом, такие товары как п.26 "Электроды (тип 2)" и п.53 "Кислород технический газообразный" также являются объектом закупки, поскольку, необходимы при выполнении работ наравне с остальными товарами.
п.27 "Наконечники кабельные": конструкция: должна иметь стандартное гальваническое покрытие/, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку, знак "/" вводит участников в заблуждение и не позволяет определить потребность Заказчика так как в силу инструкции: "Знак "/" следует читать как "или", за исключением случая, когда показатель подобным образом указан в нормативной документации, в том числе при обозначении марки, типа, вида, сорта, группы, класса, подкласса товара, единицы измерения. В последнем случае, а также когда заказчиком указано пояснение в отношении знака (например, указано 1/2 (одна вторая)) знак "/" и значение указывается в заявке также".
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что в вышеуказанном требовании знак "/" не несёт никакой смысловой нагрузки и Заказчиком в требовании к конструкции установлено значение показателя которое не может изменяться, а именно: "конструкция должна иметь стандартное гальваническое покрытие"
п.43 "Клипса-крепёж": температура эксплуатации: От - 25 до + 60 °С, что по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение поскольку, согласно данным производителям не существует клипса-крепежей которые бы эксплуатировались только при температуру от 25 °С, при этом, Заказчику требуются именно такие клипса-крепежи, поскольку, после знака "-" стоит пробел, следовательно он не относится к числу 25.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что Заказчику необходимы клипсы-крепежи с температурой эксплуатации от минус 25 °С до плюс 60 °С, что напрямую следует из установленных требований.
п.31 "Перемычки гибкие" размер L: должно быть 280/560 или 900 мм, что препятствует корректному формированию первой части заявки поскольку, участникам закупки не представляется возможным, определить, 280/560 является одним значением или двумя различными значениями, так как согласно инструкции: "Знак "/" следует читать как "или", за исключением случая, когда показатель подобным образом указан в нормативной документации, в том числе при обозначении марки, типа, вида, сорта, группы, класса, подкласса товара, единицы измерения. В последнем случае, а также когда заказчиком указано пояснение в отношении знака (например, указано 1/2 (одна вторая)) знак "/" и значение указывается в заявке также", при этом, 280/560 это и есть 1/2.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что показатель размера L не может быть определен как , поскольку, подобным образом он не указан в нормативной документации, и не является маркой, типом, видом, сортом, группой, классом, подклассом товара или единицей измерения. Таким образом, 280/560 является двумя различными значениями, знак "/" в данном случае следует читать как "или".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов, в том числе в части невозможности определения потребности Заказчика при формировании требований к размерам товаров п.22 "Розетка", п.24 "Выключатель автоматический" и п.27 "Наконечники кабельные", не представлено доказательств подтверждающих, что такие товары как п.26 "Электроды (тип 2)" и п.53 "Кислород технический газообразный" не являются объектом закупки, а также, что требования к товару п.43 "Клипса-крепёж", а также к значению размера L товара п.31 "Перемычки гибкие" установлены таким образом, что могут препятствовать формированию первой части заявки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документации установлены требования к нестандартным характеристикам товара п.31 "Перемычки гибкие", а именно к размерам L и d, что согласно доводам жалобы является неправомерным, поскольку, участникам закупки не представляется возможным определить какие именно параметры перемычек подразумевает Заказчик под вышеуказанными размерами. Так в жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчикам установлены избыточные требования к товару п.66 "Вода", а именно к окисляемости и водородному показателю, поскольку, конкретные значения указанных показателей становятся известными после проведения испытаний определенной партии товара после его производства, таким образом, конкретные значения по требуемым характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и приводит к ограничению участия в аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились пояснить, на основании каких стандартов и регламентов установлены требования к размерам L и d товара п.31 "Перемычки гибкие", а также пояснили, что требования к товару п.66 "Вода" установлены согласно государственных стандартов, при этом представители Заказчика не представили доказательств, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в аукционной документации характеристикам товара п.66 "Вода" на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что на участие в закупке подано 6 заявок, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным требованиям аукционной документацией.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
3. Согласно доводам жалобы Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона (далее - извещение) в разделе "Ограничения и запреты" установлено, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, при этом, в разделе "Преимущества" преимущества не установлены, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку, участникам закупки не представляется возможным определить есть ли преимущества у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций или нет.
Согласно ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что в разделе "Требования к участникам" извещения установлено, что закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, п.25 части III "Информационная карта" установлено, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, соответствующее требование, указанное в ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе к составу второй части заявки на участие в аукционе установлено в п.25 части III "Информационная карта".
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" на действия МАИ обоснованной в части установления требований к нестандартным характеристикам товара п.31 "Перемычки гибкие", а также в части установления избыточных требований к товару п.66 "Вода".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии Д.С. Грешнева
Д.А. Сологов
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 октября 2017 г. N 2-57-11961/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2017