Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.С. Соломатина,
при участии представителей:
ФГБУ "УСЗ" при Минсельхозе России: К.Б. Тимофеева, Е.Л. Голубева,
ООО "ЮК АнестоАудит": Д.Д. Данилова,
рассмотрев жалобу ООО "ЮК АнестоАудит" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "УСЗ" при Минсельхозе России (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию серверов, системы хранения данных, системы бесперебойного питания (Закупка N 0373400002417000030) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении конкурсной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика даны устные пояснения, а также представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС (исх. NМГ/48274/17 от 21.09.2017) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о контактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает на неверный выбор Заказчиком способа определения исполнителя государственного контракта.
Кроме того, согласно доводам Заявителя, предусмотренные Техническим заданием конкурсной документации услуги по комплексному обслуживанию серверов, системы хранения данных, системы бесперебойного питания относятся к коду ОКПД2 95.11.10 - "Услуги по ремонту компьютеров и периферийного оборудования".
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком выбран код ОКПД2 62.02.30.000 - "Услуги по технической поддержке информационных технологий".
На основании ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.
Комиссией Управления установлено, что согласно п. 1.4 технического задания конкурсной документации предметом закупки является техническая поддержка, обслуживание оборудования ВКС и ЛВС, а также в случаях сбоев и отказов ВКС и ЛВС услуги должны обеспечивать оперативное восстановление работоспособности.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что работы предусмотренные Техническим заданием включают в себя услуги по ремонту компьютеров и периферийного оборудования, которые относятся к коду ОКПД2 95.11.10.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Заявитель обжалует установление Заказчиком неправомерного порядка оценки конкурсных заявок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Вместе с тем, согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3 Правил оценки: "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены; "значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, выраженный в процентах; "коэффициент значимости критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, деленный на 100; "рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки" - оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком, в частности, установлен следующий порядок оценки по нестоимостному критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки": по показателю "Качество услуг" оценивается наличие "Предложения по составу и содержанию услуг отвечают требованиям пункта 5.2 Технического Задания, а также содержат сведения: об оказании плановых (периодических) профилактических услугах по пункту 5.2 Технического Задания" (15 баллов)". При этом, Заказчиком в п. 5.2 Технического задания указано: "Плановые (периодические) профилактические Услуги на Оборудовании в соответствии с эксплуатационной документацией, технологическими процедурами, установленными производителем для данного Оборудования (приложение N 2 к Техническому заданию), а также в соответствии с требованиями Заказчика, установленными в Техническом задании".
Вместе с тем, в конкурсной документации Заказчиком не размещена эксплуатационная документация, что указывает на то, что вышеуказанный порядок оценки конкурсных заявок является неправомерным, так как не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в нарушение ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст.50 Закона о контрактной системе установленный порядок оценки заявок по вышеуказанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта и не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по данному показателю критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", так как в конкурсной документации отсутствуют документы в соответствии с которыми Заказчиком будет осуществлена оценка конкурсных заявок.
3. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком в конкурсной документации установлены противоречивые условия режима работы Исполнителя, что не позволяет определить объем оказания услуг.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком в конкурсной документации неправомерно не прописан минимальный набор номенклатуры и количества оборудования, которое необходимо закупить в качестве оперативно подменного фонда, а также не указаны сроки оказания услуг, предусмотренных п. 5.5 Технического задания (Диагностика, установка и тестовый прогон Оборудования) и не определена критичность поломки по типам оборудования.
В силу п. 2 ст. 42 Закона о контактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в Техническом задании установлены следующие положения: "5. Требования, связанные с составом оказываемых Услуг, в соответствии с потребностями Заказчика. Исполнитель предоставляет Услуги в режиме 24x7x365 (круглосуточно в рабочие, выходные и праздничные дни). Обеспечение устойчивого функционирования и работоспособного состояния Оборудования должно обеспечиваться в режиме 24х7х365 (круглосуточно в рабочие, выходные и праздничные дни) с предельным временем восстановления работоспособности 2 часа", "6.8. Заявки подаются Заказчиком в службу администрирования Оборудования любым из способов (по телефону или по электронной почте). Заявка в письменной форме направляется ответственному представителю Исполнителя по Контракту (приложение N 5 к Техническому заданию). Услуги оказываются в рабочие дни Заказчика с 8.00 до 19.00 по московскому времени".
Представитель Заказчика пояснил, что в п. 5.5 Технического задания "Диагностика, установка и тестовый прогон Оборудования: диагностика неисправностей; установка, настройка и тестовый прогон Оборудования (если иное не предусмотрено условиями гарантии на Оборудование" не указаны сроки выполнения работ, поскольку операции, описанные в этом пункте, являются частью услуг по проведению восстановления работоспособности оборудования, описанных в п. 5 Технического задания, а также согласно п. 6.2 Технического задания услуги, предусмотренные п.п. 5.1, 5.3, 5.4 Технического задания, оказываются при возникновении необходимости, по заявкам Заказчика, либо по инициативе технического специалиста Исполнителя по результатам диагностики Оборудования. В заявке указывается описание возникших проблем, а также тип, серийный номер и место размещения Оборудования. Исполнитель должен обеспечить время реакции на заявку не более 15 (пятнадцать) минут и устранение возникших проблем (разовые работы и/или замена ресурсных деталей, установка/замена/настройка Оборудования или установка подменного оборудования с требуемыми характеристиками из фонда Исполнителя) в срок не более 2 (двух) часов с момента получения заявки Исполнителем вне зависимости от количества заявок. Выявленные дефекты заносятся Исполнителем в ведомость обнаруженных дефектов (приложение N 7 к Техническому заданию).
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о неправомерности установления вышеуказанных положений Технического задания конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно доводам Заявителя, в конкурсной документации не указано, какие позиции подлежащего ремонту в случае его выхода из строя оборудования находятся на гарантийном обслуживании и для них не требуется закупка запчастей и подменного фонда, что не позволяет сформировать ценовое предложение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предельное время восстановления работоспособности оборудования в соответствии с Техническим заданием - 2 часа. При этом, если восстановить работоспособность оборудования не представляется возможным не более чем за 2 часа, то независимо от того, находится данное оборудование на гарантийном сроке или нет, Исполнителю необходимо заменить данное оборудование из подменного фонда.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. По мнению Заявителя, Заказчиком в конкурсной документации неправомерно не прописан минимальный набор номенклатуры и количества оборудования, которое необходимо закупить в качестве оперативно подменного фонда, а также не определена критичность поломки по типам оборудования.
Представитель Заказчика пояснил, что в конкурсной документации не прописан минимальный набор номенклатуры и количества оборудования подменного фонда Исполнителя, поскольку по завершении срока действия контракта не предполагается передача оборудования подменного фонда Исполнителя на баланс Заказчика, Исполнитель не обязан закупать как всю номенклатуру оборудования, предлагаемого на поддержку, так и его часть, Исполнитель должен обеспечить оказание услуг в соответствии с условиями и в сроки, установленными Техническим заданием. Кроме того, по требованиям Технического задания для всего оборудования, указанного в Приложении N 1 к Техническому заданию, установлен единый срок максимального времени решения инцидента.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
6. Заявитель в жалобе указывает на то, что в Техническом задании не указано за чей счет производится замена Оборудования в случае, если ремонт невозможен или нецелесообразен.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что порядок принятия решения по замене оборудования в случаях, когда ремонт невозможен или нецелесообразен, описан в п. 6.10 Технического задания "6.10. В случае, когда восстановление работоспособности Оборудования невозможно в связи с прекращением производства запасных частей или нецелесообразно в связи с его предельным износом или высокой стоимостью ремонта, которая соизмерима со стоимостью аналогичного, нового оборудования, Исполнитель информирует об этом Заказчика и составляет техническое заключение о нецелесообразности дальнейшей эксплуатации данного Оборудования. Окончательное решение о целесообразности дальнейшей эксплуатации такого Оборудования принимает Заказчик". При этом, как следует из п. 6.3.2 Технического задания замена оборудования/запасных частей, связанная с нарушением условий эксплуатации, использования, хранения Оборудования, небрежным обращением с Оборудованием, форс-мажорными обстоятельствами, не подпадающая под действие гарантии, выполняется силами технических специалистов Исполнителя до момента осуществления закупки Заказчиком постоянной замены или до истечения срока действия контракта.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЮК АнестоАудит" на действия ФГБУ "УСЗ" при Минсельхозе России обоснованной в части установления неправомерного порядка оценки конкурсных заявок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику, конкурсной комиссии не выдавать, так как по результатам закупки 26.09.2017 заключен государственный контракт N1770830068517000046, и восстановление прав и законных интересов Заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: С.И. Казарин
А.С. Соломатин
Исп. Казарин С.И.
(495) 784-75-05 (182)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 сентября 2017 г. N 2-57-11714/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2017