Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ФКУ "ФРЦ МЧС России": О.В. Волкова,
ООО "Альфа групп инжиниринг": А.А. Гнездюкова,
рассмотрев жалобу ООО "Альфа групп инжиниринг" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ФРЦ МЧС России" (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство специализированного жилого дома с обособленным пожарно-спасательным постом для расквартирования сотрудников внутренней службы МЧС России", расположенного по адресу: г. Москва, внутригородское муниципальное образование Академическое, улица Кедрова, вл. 17; Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство двухсекционного жилого дома со встроенными и пристроенными помещениями с обособленным пожарно-спасательным постом для нужд МЧС России, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Милашенкова, вл. 6" (Закупки NN 0873100002817000001, 0873100002817000003) (далее - открытые конкурсы, конкурсы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытых конкурсов.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/49247/17 от 27.09.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что в проектах государственных контрактов Заказчиком не установлен срок действия контрактов, что не позволяет участнику закупки определить срок действия банковских гарантий, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения контрактов.
На основании п.10 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что п.12.1 проектов контрактов предусматривает, что "Контракт, вступает в силу и становится обязательным для Сторон с даты его подписания и до полного исполнения Сторонами обязательств по настоящему Контракту", что соответствует положениям ст. 702, 711, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), согласно которым по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его, таким образом, обязательства по контракту на выполнение подрядных работ считаются выполненными, когда работа была принята покупателем (заказчиком) в соответствии со ст. 720 ГК РФ и была произведена ее оплата (ст. 711 ГК РФ). Порядок и сроки приемки установлены в статье 4 проектов контрактов, при этом согласно п.3.5 проектов контрактов оплата выполненных подрядчиком работ производится Заказчиком в течение 10 дней с даты подписания Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ, на основании выставленного Подрядчиком счета, счета-фактуры.
Согласно ст.314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При непредъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.
Поскольку в соответствии с ч.4 ст.329 ГК РФ прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, на основании исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения данного контракта.
При этом в соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация в том числе и о сроках поставки товара или завершения работы либо о графике оказания услуг.
Таким образом, в случаях, когда срок действия контракта определен как момент полного исполнения обязательств, банковская гарантия должна предоставляться с учетом срока исполнения основного обязательства подрядчика.
В п.5.1 проектов контрактов установлен срок выполнения работ, а именно: "Подрядчик обязуется выполнить работы по настоящему Контракту в срок до 31.12.2017 года". Кроме того, п.9.4 проектов контрактов предусмотрен срок действия банковской гарантии.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на основании положений конкурсной документации срок действия контракта может быть рассчитан исходя из срока выполнения работ до 31.12.2017 с учетом сроков приемки выполненных работ и оплаты (максимально 25 рабочих дней), что позволяет рассчитать срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, а именно, свидетельствующие о невозможности определения срока банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Альфа групп инжиниринг" на действия ФКУ "ФРЦ МЧС России" необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные письмом Московского УФАС России NМГ/49247/17 от 27.09.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Е.И. Ушкова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 октября 2017 г. N 2-57-11954/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2017