Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителей:
ФГБУ НЦАГиП им. В.И. Кулакова: Д.Е. Работаева,
ИП Агеева В.В.: И.М. Ставер,
рассмотрев жалобу ИП Агеева В.В. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ НЦАГиП им. В.И.Кулакова (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку одноразовых нестерильных медицинских изделий из тканных и нетканых материалов для персонала и пациентов (Закупка N 0373100013117000234) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/49948/17 от 29.09.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводам жалобы, по мнению Заявителя, Заказчику в аукционной документации необходимо установить запрет на допуск товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 791), поскольку предметом закупки являются в том числе товары включенные в перечень Постановления N 791, а именно, товары с ОКПД2 14.19.32.120, 14.19.43.150 - входят в группу 14.19 "Одежда прочая и аксессуары", ОКПД2 13.95.10.119, 13.95.10.190 - входят в группу 13.95 "Материалы нетканые и изделия из них (кроме одежды)", ОКПД2 13.92.12.164, 13.92.29.190, 13.92.24.140, 13.92.24.140, 13.92.12.161, 13.92.11.110 - входят в группу 13.92 "Изделия текстильные готовые (кроме одежды)", ОКПД2 14.12.30.131 - входят в группу 14.12 "Спецодежда", ОКПД2 15.20.11.129 - входят в группу 15.2 "Обувь".
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
П.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд" осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров (далее соответственно - товары, услуги) для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно приложению N 1, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно приложению N 2 не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.
Вместе с тем, в аукционной документации не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 791.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.3 ст.14 и п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе при не установлении в аукционной документации запрета на допуск иностранных товаров.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в состав одного лота объединены товары, входящие в Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень) и не включенные в него, что нарушает п. 2.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102). При этом, в п.13.7 Информационной карты аукционной документации указано, что ограничение в соответствии с Постановлением N 102 не применяется.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пункт 2.2 Постановления N 102 устанавливает, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень и не включенные в Перечень.
Комиссией Управления установлено, что согласно положениям аукционной документации, в частности Извещения о проведении электронного аукциона к поставке необходим в том числе товар "Халат медицинский нестерильный" - ОКПД2 14.12.30.131.
Вместе с тем, в Перечень включен код ОКПД2 14.12.30.131 с наименованием вида медицинского изделия "Одежда медицинская", при этом, например, код ОКПД2 13.92.12.161 и ОКПД2 13.95.10.119 которые также являются предметов закупки не включены в Перечень.
Таким образом, Заказчиком в нарушение п.2.2 Постановления N 102, п.1 ч.1 ст.33 и ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе объединены в один лот медицинские изделия, включенные в перечень и не включенные в Перечень.
3. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно включены в один лот изделия защитно-профилактические, мягкий инвентарь и товары из категории "медицинские изделия", поскольку, закупаемые товары имеют разное функциональное назначение и не связаны между собой технологически и функционально.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все требуемые к поставке товары является функционально взаимосвязанными поскольку, по своей сути являются одноразовыми нестерильными изделиями из тканных и нетканых материалов для персонала и пациентов.
Так же в составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товаров EN 20811, EN ISO 113938-1, EN 29073-3, поскольку указанные стандарты являются зарубежными и действуют в контексте ГОСТ EN 13795-2011, который в свою очередь распространяется исключительно на хирургические стерильные халаты, костюмы и покровный материал, в то время как предметом закупки являются нестерильные изделия.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в контексте ГОСТ EN13795-2011 к хирургической одежде относят хирургические халаты и костюмы для чистых помещений, а к хирургическому белью - хирургический покровный материал, настоящий стандарт указывает на применимость изделий в чистых (что не аналогично стерильным) помещениях, что не говорит о том, что изделие должно быть стерильным.
На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы жалобы на предмет установления Заказчиком требований к товарам противоречащим государственным стандартам, а именно по п.27,28,29,30 установлены следующие требования: устойчивость к проникновению жидкости (водоупорность) ? 20 см H2O; Прочность материала на растяжение во влажном состоянии ? 20Н. Прочность на разрыв в сухом состоянии ? 40 кПа. Прочность на разрыв во влажном состоянии ? 40кПа. Чистота в части инородных частиц не более 3,5 IPM, что согласно доводам Заявителя является неправомерным, поскольку, ГОСТ EN 13795-2011 для вышеуказанных параметров установлены следующие требования: устойчивость к проникновению жидкости (водоупорность) ? 20, ? 10, ? 100 см H2O (в зависимости от исполнения); Прочность материала на растяжение во влажном состоянии ? 20Н. Прочность на разрыв в сухом состоянии ? 40 кПа. Прочность на разрыв во влажном состоянии ? 40кПа. Чистота в части инородных частиц < 3,5 IPM.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленные в технической части аукционной документации требования к вышеуказанным параметрам не противоречат ГОСТ EN13795-2011, а лишь сужают возможные значения, что не нарушает положения Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации вышеуказанные требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, Комиссия Управления также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к поставляемым товарам в равной степени распространялись на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемые к поставке товары. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, совокупности установленных требований к товару п.37 "Впитывающие пеленки" соответствует товар единственного производителя ПАУЛЬ ХАРТМАНН, АГ Германия, а совокупности установленных требований к товару п.39 "Одеяло для согревания пациента с технологией активного самонагревания" соответствует товар единственного производителя Mцlnlycke Health Care AB, Швеция.
Так же в составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товаров по п.36 и 37 "Впитывающие пеленки" стандарту ISO 11948-1 "Подгузники для взрослых. Часть 1", поскольку указанный стандарт распространяется исключительно на подгузники, в то время как для определения впитываемости пеленок применяется ГОСТ Р 54872-2011 "Полотна нетканые и изделия из них. Методы определения впитываемости".
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не представил сведений о том, какие товары помимо указанных в жалобе соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе по п.37 "Впитывающие пеленки" и п.39 "Одеяло для согревания пациента с технологией активного самонагревания", а также не предоставили документов и доказательств свидетельствующих о возможности соответствия товара п.36 и 37 "Впитывающие пеленки" стандарту ISO 11948-1, а также затруднились обосновать невозможность применения для определения впитываемости вышеуказанных товаров ГОСТ Р 54872-2011.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы, 13.09.2017 Заказчиком размещены в единой информационной системе разъяснения положений документации согласно которым Заказчиком не даны разъяснения положений документации, а указано, что будут внесены изменения в аукционную документацию, однако, изменения на основании поступивших запросов внесены в полном объеме не были.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что разъяснения положений аукционной документации даны Заказчиком в нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Агеева В.В. на действия ФГБУ НЦАГиП им. В.И. Кулакова обоснованной в части не установления в аукционной документации запрета на допуск иностранных товаров в соответствии с Постановлением N 791, в части объединения в один лот изделий, включенных и не включенных в Перечень предусмотренный Постановлением N 102, в части установления неправомерных требований к товарам п.36, п.37 "Впитывающие пеленки" и п.39 "Одеяло для согревания пациента с технологией активного самонагревания", а также в части дачи неправомерных разъяснений положений аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.14, п.1 ч.1 ст.33, п.7 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, п.2.2 Постановления N 102.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии Д.С. Грешнева
А.В. Кочетков
Исп. Грешнева Д.С.
8 (495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 октября 2017 г. N 2-57-12057/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2017