Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок
А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
Департамента города Москвы по конкурентной политике:
Д.Ф. Гильмановой,
ГБУ г. Москвы "Гормост": В.А. Мигунова,
в отсутствие представителей ООО "ТехноСтрой", уведомлены письмом Московского УФАС России от 02.10.2017 N МГ/50186/17,
рассмотрев жалобу ООО "ТехноСтрой" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Гормост" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту подмостового пространства Нагатинского моста (правый берег) (Закупка N 0173200001417000728) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 02.10.2017
N МГ/50186/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. В жалобе указано, что в п.10 ч.15 раздела 3 "Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Порядок оформления заявки аукционной документации" Заказчиком установлено, что "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка", при этом, в п.5 ч.17.2 установлено следующее требование: "5. Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе", что не отвечает требованиям ст.31 Закона о контрактной системе и положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом, согласно Приложению N1, документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям, являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч.2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком, в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, установлены требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе в нарушение положений Приложения N1 Постановления Правительства Российской Федерации N99.
2. В составе жалобы Заявителем указано, что Заказчиком в аукционной документации неправомерно не установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N570 от 15 мая 2017 года, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, а также не установлены конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ N570 от 15.05.2017 года, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, которые в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.
Согласно ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
В соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является - выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту подмостового пространства Нагатинского моста (правый берег) (Закупка N 0173200001417000728), таким образом, необходимо выполнить:
1. Выполнение инженерно-изыскательских работ для строительства (в т. ч. заложение и определение отметок реперов геометрического нивелирования, разбивочные работы).
2. Демонтаж гранитных плит цоколя и наружных ограждающих конструкций, не затрагивая несущие конструкции моста.
3. Демонтаж внутренних стен и перегородок помещений подмостового пространства при обязательном сохранении существующих конструкций моста, частичная разборка существующих полов.
4. Демонтаж внутренних инженерных сетей и оборудования, внутренних металлических конструкций маршевых лестниц.
5. Устройство цоколя с частичной заменой гранитных плит, устройство навесного вентилируемого фасада, устройство архитектурной подсветки фасада.
6. Устройство новых помещений производственно-складских, служебно-бытовых и санитарно-бытовых помещений для размещения мостового эксплуатационного участка "Юг", помещения для обслуживания, мойки и ремонта грузовых автомобилей, стоянка для автомобилей "Газель", помещений для экспресс-ремонта и обслуживания легковых автомобилей, мойки с очистными сооружениями, автостоянки хранения легковых автомобилей на 178 маш.-мест и мотоциклов на 75 мото-мест. Устройство маршевых лестниц, устройство новых внутренних стен и перегородок.
7. Устройство огнезащиты пролётных строений, устройство водоотвода от деформационных швов пролётного строения.
8. Прокладка внутренних и наружных инженерных сетей водоснабжения, хозяйственно-бытовой и ливневой канализации, теплоснабжения, связи (в т. ч. волоконно-оптических кабелей связи), радиовещания и оповещения, электроснабжения и освещения.
9. Устройство внутренних инженерных систем, в том числе: отопления и теплоснабжения, вентиляции, противодымной вентиляции, автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, охранного видеонаблюдения, систем охранной сигнализации, контроля и управления доступом, автоматизации и диспетчеризации, воздухоснабжения.
10. Восстановление нарушенного благоустройства, в том числе тротуаров и проезжей части, восстановление газона в зоне производства работ, сдача благоустройства территории балансодержателю.
11. Получение справок о выполнении ТУ; устранение недостатков, отражённых в Акте осмотра (обследования) электроустановки, составленного с участием представителя органа федерального государственного энергетического надзора (Ростехнадзора), обеспечение получения разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации электроустановки (в том числе по новым кабельным линиям); оформление исполнительных чертежей наружных сетей и их согласование в ОПС ГБУ "Мосгоргеотрест".
12. Выполнение исполнительной геодезической съёмки (инструментальной съёмки планового и высотного положения проложенных подземных инженерных сетей), подготовка исполнительной документации, оформленной надлежащим образом в установленном порядке (в том числе согласованной с эксплуатирующими организациями соответствующих наружных инженерных сетей: ПАО "МОЭК", АО "Мосводоканал" и пр.), по каждой подземной коммуникации и сдача в Геофонд города Москвы. Исполнительный чертёж на построенную инженерную коммуникацию должен быть оформлен в соответствии с "Требованиями, предъявляемыми к исполнительным съёмкам, составлению, приёмке и хранению исполнительных чертежей на подземные инженерные сети Москвы и лесопаркового защитного пояса", утверждёнными постановлением Правительства Москвы от 19 января 1993 г. N 33 и включает в себя: топографический план масштаба 1:500, ситуационный план масштаба 1:2000, схему привязок характерных точек построенной подземной инженерной сети, продольный профиль, поперечные сечения коллекторов, каналов футляров, колодцев, каталог координат.
13. Выполнение схемы расположения построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка в соответствии с требованиями ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе проектно-сметной документации отсутствуют возможные виды и объемы работ, установленные в Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N570.
При этом, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы и свидетельствующих о том, что работы, которые необходимо исполнить в рамках указанной закупки относятся к работам по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. В жалобе указано, что в аукционной документации Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, в частности, к товару по п.58 "Кабель тип 3 ВВГнг-Ls, сечение 2.5 мм, число жил 3", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку согласно ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ" единицей измерения сечения кабеля является мм2.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании Формы-2 в графе "Наименование товара" относительно товара по п.58 допущена техническая ошибка, при этом, указанная ошибка не повлияет на результаты определения поставщика, поскольку графа "Наименование товара" является конкретным наименованием, не подлежащим изменению при предоставлении характеристик по товару в первой части заявки на участие в аукционе
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводу жалобы, в Заказчиком в Инструкции по предоставлению сведений в составе первой части заявки установлено, что "Камни стеновые керамзитобетонные соответствие ГОСТ 33126-2014 Блоки керамзитобетонные стеновые. Технические условия, ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения, ГОСТ 28984-2011 Модульная координация размеров в строительстве. Основные положения, ГОСТ 25820-2014 Бетоны легкие. Технические условия, ГОСТ 24211-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия, ГОСТ 30244-94 Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть, ГОСТ 30403-2012 Конструкции строительные. Метод испытаний на пожарную опасность", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку камень и добавка для бетона являются самостоятельными товарами и не могут соответствовать одному и тому же ГОСТ.
Представитель Заказчика пояснил, что Заказчику не требуются камни бетонные стеновые по ГОСТ 6133-99, так как Заказчику требуются "Камни стеновые керамзитобетонные", соответствующие другим техническим регламентам. Также Заказчик пояснил, что Заказчиком пояснил, что установленные ГОСТ являются основными нормативными документами, характеризующие качество товара, например, ГОСТ 33126-2014 "Блоки керамзитобетонные стеновые. Технические условия" регламентирует качественные и функциональные характеристики материала, из которого производится данный товар.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в Инструкции по предоставлению сведений в составе первой части заявки установлено требование о соответствии товара по п. "Линолеум тип 1" ГОСТ 18108-80 "Линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подоснове. Технические условия", при этом ГОСТ 18108-80 прекратил свое действие 1 апреля 2017 года.
Представитель Заказчика пояснил, что на рынке присутствует множество предложений по линолеуму, изготовленному по ГОСТ 18108-80. Кроме того, изменения редакции ГОСТ 18108-2016 не коснулись требований, установленных Заказчиком в Форме-2.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие довод жалобы и каким образом вышеуказанные требования могут вводить участников закупки в заблуждение и могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТехноСтрой" на действия ГБУ г. Москвы "Гормост" обоснованной в части установления требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе в нарушение положений Приложения N1 Постановления Правительства Российской Федерации N99.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены комиссии: А.С. Спирякова
Е.И. Ушкова
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 октября 2017 г. N 2-57-12115/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2017