Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
МИРЭА: Кудряшовой Н.Н.,
в отсутствие представителей ООО "Перспектива", уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/47748/17 от 19.09.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия МИРЭА (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт здания МИРЭА по адресу: ул. Нарвская, д. 12, этап 2 (помещения 1-5 этажей) (Закупка N0373100029517000058) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/47748/17 от 19.09.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1 и ч.2 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно п.2 приложения N2 к Постановлению N99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в п.1.4 информационной карты аукционной документации установлены следующие требования к участникам закупки о наличии опыта работ в соответствии с Постановлением N99, а именно: "Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Комиссией Управления установлено, что объектом закупки является капитальный ремонт здания МИРЭА по адресу: ул. Нарвская, д. 12, этап 2 (помещения 1-5 этажей).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе при установлении в аукционной документации требований к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ на объектах не капитального строительства, так как предметом контракта не предусмотрены строительные работы на таких объектах.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в проекте контракта не определена величина штрафа за невыполнение обязательств или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе, В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в проекте государственного контракта, размещенном в Единой информационной системе в сфере закупок 31.08.2017, установлена ответственность сторон, в том числе в п.7.4 проекта контракта: "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)";
а также в п.7.5 проекта контракта: "За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ".
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 15.09.2017 в Единой информационной системе в сфере закупок размещена аукционная документация, в том числе проект государственного контракта, содержащий условия ответственности сторон в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы, в связи с тем, что установленная Заказчиком в проекте государственного контракта ответственность сторон отвечает требованиям ст.34 Закона о контрактной системе, требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063 и Постановления Правительства Российской Федерации N1042.
3. Заявитель в жалобе указывает на то,что Заказчиком в проекте контракта не учтен вариант снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов, кроме того, не указана необходимость предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения контракта с учетом положений ст.37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно ч.2 ст.37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч.3 ст.37 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что п.11.1 проекта контракта содержит следующее положение: "В качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательств по настоящему Контракту Подрядчиком предоставлено Заказчику обеспечение исполнения обязательств по Контракту в виде банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику в размере _____________________ рублей ____копеек, что составляет 10 (десять) процентов от начальной (максимальной) цены Контракта, определенном в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется участником закупки, с которым заключается Контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц".
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что п.7.2.1 информационной карты аукционной документации содержит следующее положение: "Обеспечение исполнения обязательств по контракту предоставляется в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 2 165 005 (два миллиона сто шестьдесят пять тысяч пять) рублей 34 копейки. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона N44-ФЗ".
Таким образом, в случае предложения победителем конкурса цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, то победителю конкурса необходимо предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе. В случае предложения цены, которая не является на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, победителю конкурса необходимо предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, установленном в Извещении о проведении конкурса.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в том числе документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при отсутствии в проекте государственного контракта конкретного размера обеспечения исполнения государственного контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.
Согласно ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что аукционной документацией предусмотрена возможность обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Так, Комиссией Управления установлено, что п.11.6 проекта контракта содержит следующее условие обеспечения исполнения обязательств: "Заказчик обязан вернуть Подрядчику денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения Контракта в течение 20 (Двадцати) календарных дней со дня окончания срока действия обеспечения исполнения Контракта по письменному заявлению Подрядчика, при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по Контракту".
Вместе с тем, согласно п.11.1 проекта контракта: "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные способы обеспечения исполнения контракта различны по своей сути, поэтому Заказчик не видит необходимости установления к ним одинаковых сроков обеспечения исполнения контракта.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации установлена возможность предоставления победителем аукциона как банковской гарантии, так и денежных средств в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, соответствующая требованиям к сроку действия банковской гарантии, согласно ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, и сроку возврата денежных средств, согласно ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, что отвечает положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия МИРЭА обоснованной в части указания неверной группы строительных работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: З.У. Несиев
К.А. Сомов
Исп.:К.А.Сомов(495)784-75-05(178)
1. МИРЭА
119454, г. Москва, пр-кт Вернадского, 78
2. ООО "Перспектива"
443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 79, 64
3. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N2-57-11568/77-17 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
25.09.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
на основании решения Комиссии от 25.09.2017 по делу N2-57-11568/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия МИРЭА (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт здания МИРЭА по адресу: ул. Нарвская, д. 12, этап 2 (помещения 1-5 этажей) (Закупка N0373100029517000058) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе N0373100029517000058, а также при заключении государственного контракта не учитывать требование к участникам закупки о наличие опыта работ на объектах, не являющихся объектами капитального строительства, в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 25.09.2017 по делу N2-57-11568/77-17.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения Московского УФАС России от 25.09.2017 по делу N2-57-11568/77-17.
3. Заказчику в срок до 10.11.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии: Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: З.У. Несиев
К.А. Сомов
Исп.:К.А.Сомов(495)784-75-05(178)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 сентября 2017 г. N 2-57-11568/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2017