Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Клостер Е.А. |
- руководитель Управления; |
Члены Комиссии: |
- Кудинова К.В. |
- ведущий специалист отдела контроля закупок; |
|
- Чиняева Н.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- в отсутствие представителя ООО "Перспектива" (о дате и времени рассмотрения жалобы надлежаще уведомлены),
- от УФСБ России по Хабаровскому края - Волковой Елены Сергеевны (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" и материалы дела N 7-1/611,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия заказчика УФСБ России по Хабаровскому краю (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания поликлиники медико-санитарной части УФСБ России по Хабаровскому краю, расположенной по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 142 (реестровый номер 0122100000117000512).
Доводы заявителя сводятся к оспариванию положений аукционной документации, а именно:
- в извещении не установлено требование о наличии у участников закупки опыта выполнения соответствующих строительных работ;
- в проекте контракта указаны ненадлежащие размеры штрафных санкций за неисполнение контракта;
- в требованиях ко второй части заявки не установлено представление документов подтверждающих опыт выполнения работ в рамках Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Комиссией Хабаровского УФАС России проведена внеплановая проверка.
В процессе рассмотрения представленных Заказчиком и Заявителем документов и информации установлено следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (адрес в сети Интернет www.zakupki.gov.ru) 16.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) предмет контракта - выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания поликлиники медико-санитарной части УФСБ России по Хабаровскому краю, расположенной по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 142 (реестровый номер 0122100000117000512);
4) начальная (максимальная) цена контракта - 14 231 727,48 рублей;
5) дата и время окончания подачи заявок 03.10.2017 09-00.
В ответ на запрос Хабаровского УФАС России, Заказчиком представлены копии документов и мотивированный отзыв, в соответствии с которым считает доводы жалобы необоснованными, в полном объеме.
Изучив материалы дела N 7-1/611 исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В силу положений пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
При анализе извещения N 0122100000117000512 спорного аукциона установлено отсутствие требований, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с положениями части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в этой связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая, что требования о соответствии участника закупки положениям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены в аукционной документации, а также принимая во внимание отсутствие запросов на разъяснения положений аукционной документации со стороны потенциальных участников закупки, включая заявителя - ООО "Перспектива", Комиссия Хабаровского УФАПС России считает возможным применение в данном случае положений пункта 3.35 Административного регламента и предписание об устранении допущенного заказчиком нарушения пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе не выдавать.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Реализация вышеобозначенных положений Закона о контрактной системе нашла свое отражение в разделе 8 проекта контракта (часть IV Аукционной документации), согласно которому в пункте 8.1.3 заказчиком установлены следующие штрафные санкции к подрядчику за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств по заключенному контракту:
- за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заключенным по результатам определения подрядчика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных государственным контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы 3 % и составляет (сумма цифрами и прописью), а также возмещает Заказчику все затраты, связанные с хранением некачественного товара, проведением независимой экспертизы в сторонних организациях и других затрат Заказчика, связанных с поставкой товара ненадлежащего качества.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, на основании положений пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, закупка проводится для субъектов малого предпринимательства.
В этой связи, заказчику при установлении штрафных санкций к подрядчику надлежит руководствоваться пунктом 4 Правил, согласно которому за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 231 727,48 рублей и аукцион проводится на понижение ценовых предложений, а также принимая во внимание запрет на изменение существенных условий контракта, установленный статьей 95 Закона о контрактной системе, заказчику надлежало указывать три пороговых величины возможных штрафных санкций в зависимости от итоговой цены контракта, предложенной победителем аукциона.
Учитывая изложенное, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком положений части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В силу положений части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе регламентировано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Как следует из положений аукционной документации (пункт 20 Информационной карты аукционной документации) заказчиком установлено требование о наличии у участников закупки опыта выполнения работ в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной систем вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в числе иных документов и сведений, - документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
При этом, согласно пункту 7 Информационной карты аукционной документации в подтверждение своего опыта выполнения аналогичных работ потенциальному контрагенту по контракту надлежит представить в составе второй части аукционной заявки следующие документы:
- копию (и) ранее исполненного (ых) контракта (ов) на выполнение соответствующих работ согласно предмету закупки, стоимость которых составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта с приложением акта (ов) выполненных работ, подписанных заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Наряду с этим, пунктом 2 Приложение N 1 к постановлению Правительства РФ N 99 (в редакции от 04.08.2017) установлено, что документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Учитывая изложенное, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком требований пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом от 19.11.2014 N 727/14
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика УФСБ России по Хабаровскому краю при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания поликлиники медико-санитарной части УФСБ России по Хабаровскому краю, расположенной по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 142 (реестровый номер 0122100000117000512), обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика УФСБ России по Хабаровскому краю нарушения части 8 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе;
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Е.А. Клостер
|
Члены Комиссии: |
К.В. Кудинова
|
|
Н.В. Чиняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 9 октября 2017 г. N 375
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2017