Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
в присутствии представителей:
- заказчика - Камчатского государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" (далее - Заказчик): Кузнецовой О.В. (по доверенности от 16.01.2017 N 196), Касперовича Т.Р. (по доверенности от 02.10.2017 N 229), Солода М.С (по доверенности от 02.10.2017 N 230), Луговых Д.Л. (по доверенности от 02.10.2017 N 231),
- уполномоченного органа - Министерства финансов Камчатского края: Брицкой Г.П. (по доверенности от 03.10.2017 N 33.06-62/13,
- заявителя - ООО "Примполимер" (далее - Заявитель): Ватулича В.В. (по доверенности от 03.10.2017),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на поставку трубопроводной продукции и комплектующих (закупка N 0138200001217000012), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
14.09.2017 Заказчиком начата процедура определения поставщика путем ЭА на поставку трубопроводной продукции и комплектующих (далее - Товар) (закупка N 0138200001217000012) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 140 720 839,82 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в ЭА от 04.10.2017 для участия в ЭА подана одна заявка, которая была признана соответствующей требованиям документации о Закупке. Аукцион признан несостоявшимся.
27.09.2017 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации о Закупке.
По мнению Заявителя, документация о Закупке содержит необъективное описание объекта Закупки, в части включения в документацию о Закупке требования поставки Товара в невозвратных 40-тонных контейнерах.
Заявитель полагает, что при поставке Товара в невозвратных контейнерах, их стоимость не может включаться в стоимость Товара. Стоимость такой тары в сопроводительных документах поставщиков указывается отдельной строкой по ценам, указанным в договорах и право собственности на нее переходит к покупателю одновременно с переходом права собственности на Товары.
В ходе рассмотрения жалобы по существу Заявитель добавил довод к своей жалобе, а именно:
- в пунктах 3, 5, 9, 11, 14, 16, 19, 21 техническом задании (приложение N 1) к контракту документации о Закупке Заказчик установил одинаковые параметры к внутреннему и наружному диаметру трубы.
Заказчик представил письменные возражения от 04.10.2017 N 4589/08, пояснив следующее.
В проекте контракта на Закупку содержится условие о поставке Товара в 40-тонных контейнерах (п. 3.2 проекта контракта, п. 2 Технического задания на поставку Товара), такое условие поставки не противоречит основам гражданского законодательства (общим положениям о договоре купли-продажи, в том числе статьям 481, 517 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Условия контракта формируются Заказчиком исходя из потребностей, с учетом требований законодательства Российской Федерации. Так статья 421 ГК РФ содержит понятие о "свободе договора", что допускает включение в контракт таких условий, как о невозвратной таре.
Данное обстоятельство не мешает указывать в сопроводительных документах поставщика всю информацию, в том числе отдельной строкой информацию о таре (контейнерах) в количестве, необходимом для доставки Товара (с учетом способа загрузки, максимальной допустимой массы контейнера с грузом, а также вместимость груза с учетом его объема). Цена контейнера определяется контрагентом в пределах цены контракта, с учетом всех расходов.
По общему правилу к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется и наоборот (часть 3 статьи 2 ГК РФ), также Закон о контрактной системе не основывается на нормах налогового права (часть 1 статьи 2). При этом частью 3 статьи 254 Налогового кодекса РФ предусмотрено отнесение тары к невозвратной на условиях договора (контракта) на приобретение материально производственных запасов.
Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с материально производственными запасами, включается в сумму расходов на их приобретение. Данное условие о таре, не противоречащее законодательству РФ, объясняется отсутствием технической возможности принять такое количество Товара на своем складе с учетом правил хранения такого рода Товаров, необходимого для выполнения обязательств возложенных на Заказчика законодательством РФ.
Хранение Товара должно производиться в условиях, исключающих попадание прямого и рассеянного солнечного света (раздел 10 ГОСТ 15150), в целях исключения разрушения материала и целостности оболочки Товара.
Товар не перегружается из контейнера на склад, а сразу в данных контейнерах размещается на объектах, где Заказчиком осуществляются работы.
Для формирования НМЦК, Заказчик выбрал метод сопоставимых рыночных цен и направил запросы девятерым потенциальным поставщикам о предоставлении ценовой информации на поставку Товара. В результате были представлены следующие ответы:
- ООО "Примполимер" от 09.08.2017 N 683,
- ООО "Полипластик Сибирь" от 14.08.2017 N 13,
- ООО "Акстрим Пром Сервис" от 14.08.2017 N 5,
- ООО "Восток ФД" от 14.08.2017 N 39.
Для формирования НМЦК, ценовое предложение от ООО "Примполимер" не было принято в расчет, в связи с условием поставки, включающее 100% предоплату Товара.
Данные коммерческие предложения содержат расчет цен на Товар, с учетом доставки с различных субъектов РФ, всех расходов, в том числе на 40-тонные контейнеры в количестве, необходимом для доставки Товара, т.е. содержат сопоставимые условия поставки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии со статьями 481, 517 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.
Если иное не установлено договором поставки, покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором.
Прочая тара, а также упаковка товара подлежат возврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.
В соответствии с нормативно-технической документацией тара (упаковка) определяется как средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от повреждений и потерь и облегчающих процесс обращения товаров. Под процессом обращения понимают транспортировку, складирование, хранение и реализацию товарной продукции.
По функциональному назначению тара подразделяется на производственную, транспортную, потребительскую, специальную (консервирующую).
Транспортная тара является одной из разновидностей складского оборудования.
По определению Международной организации по стандартизации (ISO), грузовой контейнер - это элемент транспортного оборудования.
1. В Техническом задании (приложение N 1 к документации о Закупке), техническом задании (приложение N 1 к проекту контракта) Заказчиком установлены технические характеристики Товара с указанием показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого Товара, установленным Заказчиком требованиям. При этом указаны значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 3.1 части 3 "Срок и условия поставки" проекта контракта, в части 2 технического задания документации о Закупке "Сроки и условия поставки товара" установлено, что поставка осуществляется отдельными партиями в течении 50 дней с даты подписания контракта, в невозвратных 40-тонных контейнерах.
При этом в пункте 2.2 части 2 "Цена контракта и порядок оплаты" проекта контракта установлено, что цена контракта включает в себя все расходы Поставщика по доставке Товара до места, указанного Заказчиком, в том числе расходы на оплату контейнеров и т.д.
Поскольку грузовой контейнер представляет собой стандартную емкость для бестарной перевозки грузов и одновременно является тарой, местом хранения груза, единицей транспортного оборудования, перевозка грузов в контейнерах позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные работы, снизить себестоимость перевозок, повысить производительность труда, обеспечить сохранность перевозимой продукции, экономить тару и упаковку, исключить перегрузку грузов и т.д., установление Заказчиком требования поставки Товара в невозвратных 40-тонных контейнерах обусловлено потребностью Заказчика и является его правом.
Заявитель доказательств того, что установленные Заказчикам требования к условиям поставки Товара при описании объекта Закупки не позволили ему поставить Товар, не представил.
Таким образом, описание Заказчиком объекта Закупки не противоречит правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
2. В Техническом задании (приложение N 1 к документации о Закупке), техническом задании (приложение N 1 к проекту контракта) Заказчиком установлены технические характеристики Товара с указанием показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого Товара, установленным Заказчиком требованиям. При этом указаны значения показателей, которые не могут изменяться, в частности в пунктах 3, 5, 9, 11, 14, 16, 19, 21 установлены диаметры Дн и диаметры Ду которые имеют одинаковые значения.
Согласно ГОСТ 18599-2001, ГОСТ 28338-89 обозначение Дн - это номинальный диаметр - параметр, применяемый для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединяемых частей, например соединений трубопроводов, фитингов и арматуры. Ду - диаметр условного прохода для трубопровода. Показатели данных параметров могут совпадать.
Заявитель доказательств обратного не представил.
Таким образом, довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
____________________ А.А. Козаченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 4 октября 2017 г. N 21-06/222-17Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2017