Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - заместителя руководителя управления Кодерле И.В,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
в присутствии представителя:
- заказчика - администрации Соболевского муниципального района Камчатского края (далее - Заказчик): Хорошайло В.Г. (по доверенности от 29.09.2017 б/н),
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", Заявитель), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона (далее - ЭА) на выполнение работ по строительству ангара (закупка N 0138300010417000020), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
12.09.2017 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем ЭА на выполнение работ по строительству ангара (закупка N 0138300010417000020) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 10 605 992,05 рублей.
27.09.2017 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива".
По мнению Заявителя, положения документации о Закупке не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) неправомерно установлен запрет на выполнение работ на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики;
2) в проекте контракта (пункт 3.1.11) предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающую добросовестность, в случае, если участником закупки предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, в нарушение положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
3) в проекте контракта установлены размеры штрафа без учета новых правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемого за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", вступившему в силу 10.06.2017, Постановление Правительства от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" утратило силу.
В извещении о Закупке установлено требование к участникам Закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 1457.
Вместе с тем, извещение о проведении ЭА опубликовано в единой информационной системе - 12.09.2017.
Таким образом, Заказчик неправомерно установил требование о непринадлежности участника Закупки к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Нарушение не повлияло на результат ЭА, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В пункте 3.1.11 проекта контракта указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, требование статьи 96 Закона о контрактной системе об установлении в проекте контракта требования обеспечения исполнения контракта и размера такого обеспечения Заказчиком соблюдены.
Следовательно, довод Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе тем, что в проекте контракта при установлении размера обеспечения исполнения контракта не учтен порог снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 процентов и более, не обоснован.
3. Перечень обязательных сведений, которые должны быть включены в проект контракта, определен статьей 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 года N 1063 утратило силу в связи с изданием Постановления N 1042, вступившего в законную силу 09.09.2017.
Таким образом, обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, определяются в порядке, установленном Правилами в соответствии с Постановлением N 1042.
Заказчик установил в проекте контракта, что штрафы в отношении Заказчика, подрядчика начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом с учетом положений Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Вместе с тем, извещение о проведении ЭА опубликовано в единой информационной системе - 12.09.2017.
Таким образом, Заказчик установил в проекте контракта обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, не в соответствии с правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, в нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Статьей 110.2 Закона о контрактной системе установлены особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
На основании части 2 указанной статьи Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (далее - Постановление N 570) утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контракту.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1
июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Пи этом в документации о Закупке не установлены возможные виды и объемы работ по строительству ангара, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, для последующего определения подрядчиком конкретных видов работ из установленных в документации о закупке возможных видов и включения этих работ в контракт, в нарушение требований Постановления N 570 и статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части установления неправомерного требования о принадлежности участника Закупки к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики и установления в проекте контракта требования об ответственности заказчика и поставщика не в соответствии с правилами утвержденными Постановлением N 1042.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 4
статьи 34, статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения части 4 статьи 34, статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: ___________________ И.В. Кодерле
Члены комиссии: ____________________Л.Б. Шиханова
____________________ О.В. Ермолова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
(ФАС России)
УПРАВЛЕНИЕ
ПО КАМЧАТСКОМУ КРАЮ
Ленинградская ул., д. 90,
Петропавловск-Камчатский, 683003
Тел./факс (4152) 42-58-74
Эл. почта: to41@fas.gov.ru
____09.10.2017 __ N __3130/06______
На N __________ от _____________
Заказчик:
Администрация Соболевского
муниципального района
Камчатского края
ул.Советская, д. 23, с. Соболево,
р-н Соболевский,
Камчатский край, 684200
Заявитель:
ООО "Перспектива"
ул. Куйбышева, 79, 64,
г. Самара, 443099
Оператор электронной площадки
ЗАО "Сбербанк-АСТ"
ko@sberbank-ast.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
N 21-06/225-17Ж
об устранении нарушений законодательства в сфере закупок
04 октября 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - заместителя руководителя управления Кодерле И.В,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
на основании решения от 04.10.2017 по делу N 21-06/225-17Ж, принятого Комиссией по результатам рассмотрения жалобы ООО "Перспектива" на действия заказчика -администрации Соболевского муниципального района Камчатского края при определении подрядчика путем электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству ангара (закупка N 0138300010417000020),
руководствуясь пунктом 2 части 22 и частью 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику - администрации Соболевского муниципального района Камчатского края:
1. В срок до 20 октября 2017 года устранить нарушения части 4 статьи 34, статьи 110.2 Закона о контрактной системе, а именно при заключении контракта:
- установить в проекте контракта обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042;
- включить в проект контракта возможные виды и объемы работ по строительству ангара из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
2. В срок до 26 октября 2017 года представить в Камчатское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. Предписание подлежит исполнению в установленный данным предписанием срок.
2. Неисполнение в срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения или частичное исполнение предписания, либо несвоевременное исполнение предписания.
Ведущая заседание Комиссии: ___________________ И.В. Кодерле
Члены комиссии: ____________________Л.Б. Шиханова
____________________ О.В. Ермолова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 4 октября 2017 г. N 21-06/225-17Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2017