Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 06 октября 2017 годаг.Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок Миронова М.В., с участием:
от Заказчика - прокуратуры Ярославской области (далее - Заказчик), представитель по доверенностиГончаров В.В.,
от Заявителя - ООО "Профит-плюс" (далее также - Заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
от электронной площадки - АО "ЕЭТП", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" на действия Заказчика -прокуратуры Ярославской области при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и помещений прокуратуры Ярославской области (извещение N0371100011017000126) (далее - аукцион), и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г.N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Профит-плюс" на действия Заказчика - прокуратуры Ярославской области при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и помещений прокуратуры Ярославской области (извещение N0371100011017000126).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная документация на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и помещений прокуратуры Ярославской области (извещение N0371100011017000126) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, в частности:
1. Заказчик в извещении и аукционной документации сократил срок подачи заявок на участие в электронном аукционе;
2. При определении датыпроведения аукционав электронной форме Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ;
3. Заказчиком при описании объекта закупки в аукционной документации установлены значения показателей используемых при выполнении работ, являющихся предметом закупки, товаров, которые могут стать известны потенциальным участникам закупки только при проведении испытаний, для проведения которых последним необходимо либо самим обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов;
4. Заказчиком неправомерно в проекте контракта включено условие о том, что "сметная стоимость работ по настоящему Контракту составляет, с учетом НДС 18%, в сумме 7 043 425 (Семь миллионов сорок три тысячи четыреста двадцать пять ) рублей 00 копеек";
5.Заказчиком в проекте контракта порядок и срок оплаты выполненных подрядчиком работ по контракту установлен с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ;
6. В нарушение требованийФедерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Заказчиком в проекте контракта не определён срок приёмки Заказчиком выполненных подрядчиком работ;
7. В проекте контракта размер штрафов и пеней установлен Заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы и просят признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Прокуратурой Ярославской области 20.09.2017 в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение N0371100011017000126 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и помещений прокуратуры Ярославской области вместе с аукционной документацией.
Начальная (максимальная цена) контракта 7 043 425 (Семь миллионов сорок три тысячи четыреста двадцать пять) рублей 00 копеек.
1. Комиссия соглашается с доводом Заявителя о том, что Заказчик в извещении и аукционной документации сократил срок подачи заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Исходя из частей 1, 2, 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается Заказчиком в единой информационной системе.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 13 раздела 2 "Информационная карта аукциона" аукционной документации начальная максимальная цена контракта данной закупки составляет 7 043 425 рублей 00 копеек.
Статьёй 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Исходя их пункта 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Заказчиком в пункте 7 раздела 2 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 27 сентября 2017 года в 11:00 часов по местному времени.
Извещение и аукционная документация о проведении аукциона в электронной форме были размещены в единой информационной системе 20 сентября 2017 года.
Соответственно, исходя из размещенной в единой информационной системе аукционной документации срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме на право заключения контракта на проведение работ по капитальному ремонту зданий и помещений прокуратуры Ярославской области, установленной заказчиком, составляет 6 (шесть) дней, на седьмой день (28.09.2017) в 11:00 часов по московскому времени прием заявок прекращается, в то время как согласно части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме должен составлять не менее чем 15 (пятнадцать) полных дней.
Следовательно, заказчик, сократив в извещении и аукционной документации на право заключения контракта на проведение работ по капитальному ремонту зданий и помещений прокуратуры Ярославской области, срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, допустил нарушение части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
2. Довод Заявителя о том, что при определении даты проведения аукциона в электронной форме Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ комиссия считает обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в соответствии с которым документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Статьёй 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В пункте 8 раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников определена Заказчиком 28.09.2017 г., а дата проведения аукциона в электронной форме 04.10.2017 г.
Руководствуясь указанными выше положениями закона и аукционной документацией, Заказчик не имел права определять день проведения электронного аукциона позднее 02.10.2017 г. Таким образом, Заказчик, установив в извещении и аукционной документации дату проведения аукциона в электронной форме не в соответствии с требованиямичасти 3 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, допустил нарушение пункта 3 части 5 статьи 63, пункта 5 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. Обоснованным представляется Комиссии и довод Заявителя о том, что Заказчиком при описании объекта закупки в аукционной документации установлены значения показателей используемых при выполнении работ, являющихся предметом закупки, товаров, которые могут стать известны потенциальным участникам закупки только при проведении испытаний, для проведения которых последним необходимо либо самим обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, по следующим причинам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом данным пунктом Закона о контрактной системе предусмотрен закрытый перечень требований и указаний, которые не должны включаться в документацию. Это требования и указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места нахождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что первая часть заявки при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом законодательство о контрактной системе не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
В пункте 27 раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме Заказчиком и уполномоченным органом установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
-при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услугии указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара. Кроме согласия участника такого аукциона также предоставляются конкретные показатели по каждому пункту технического задания. Форма предоставления:
Конкретные показатели
N п/п |
N пункта по смете |
Наименование материала |
Показатель |
Значение показателя, материал исполнения |
Наименование страны происхождения товара |
Техническое задание расположено в Приложении N2 Раздела 3 "Техническое задание". Оно включает в себя требования, предъявляемые к подрядчику, обязанности подрядчика, а также требования к применяемым при выполнении работ материалам. Последние оформлены в виде таблицы. Из содержания данной таблицы следует, что Заказчиком определены наименования требуемых для выполнения работ товаров; функциональные, технические и качественные характеристики товаров, включающие в себя наименование показателя и соответствующее ему требуемое значение; единицы измерения.
Проанализировав (выборочно) указанные в таблице функциональные, технические и качественные характеристики товаров, требуемых Заказчику для выполнения работ, являющихся предметом закупки, путем сопоставления показателей и их значений, Комиссия установила следующее.
По позиции 21 "Линолеум" Заказчиком установлено:
12 |
Абсолютная остаточная деформация, мм. (ГОСТ 11529, ISO 24343-1) |
Не менее 0.03, но не более 0.12 |
Обратившись к разделу 6 "Определение деформативности при вдавливании" ГОСТ 11529-2016 "Межгосударственный стандарт. Материалы поливинилхлоридные для полов. Методы контроля", Комиссия установила, что сущность данного метода заключается в определении значений абсолютной деформации при вдавливании индентора под нагрузкой и абсолютной остаточной деформации после снятия нагрузки и восстанавливаемости. Восстанавливаемость E, %, определяют по формуле
где hа - абсолютная деформация, мм;
hо - абсолютная остаточная деформация, мм. Результат округляют до 1%.
По позиции 14 "Песок для строительных работ" Заказчиком установлено:
9 |
Допускаемая влажность песка (в диапазоне), % по массе |
0,1-0,5 |
Обратившись к ГОСТу 8736-2014 "Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия", комиссия установила, что испытания песка проводят по ГОСТ 8735-88.
В разделе 10 "Определение влажности" ГОСТ 8735-88"Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Методы испытаний" указано, что влажность песка определяют путем сравнения массы песка в состоянии естественной влажности и после высушивания. Для определения влажности необходимо использовать весы по ГОСТ 29329 или ГОСТ 24104, шкаф сушильный, противень. Навеску массой 1000 г песка насыпают в противень и сразу же взвешивают, а затем высушивают в этом же противне до постоянной массы.
Влажность песка () в процентах вычисляют по формуле
, (20)
где - масса навески в состоянии естественной влажности, г;
- масса навески в сухом состоянии, г.
Иными словами, указанные выше значения показателей могут стать известными только после проведения соответствующих испытаний, определенных техническими регламентами.
Таким образом, учитывая, что положениями законодательства о контрактной системе не предусмотрена обязанность участников закупки при формировании заявки иметь в наличии товар и принимая во внимание приведенные выше выдержки из аукционной документации и ГОСТов, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки (ряд требований к техническим характеристикам используемых при выполнении работ товаров (примеры таких требований приведены выше) сформировано Заказчиком необъективным образом, поскольку содержатся указания на значения показателей товаров, которые становятся известными только после проведения соответствующих испытаний определенной партии товара, а также сведения о химическом и компонентом составе таких товаров, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Комиссия соглашается сдоводом Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно в проект контракта включено условие о том, что "сметная стоимость работ по настоящему Контракту составляет, с учетом НДС 18%, в сумме 7 043 425 (Семь миллионов сорок три тысячи четыреста двадцать пять) рублей 00 копеек, в силу следующего".
В силу части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ проект контракта является неотъемлемой частью документации.
Согласно части 2 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола Заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В пункт 4.1. Раздела 4 документации об электронном аукционе"Проект государственного контракта" Заказчиком включено следующее положение: "Сметная стоимость работ по настоящему Контракту составляет, с учетом НДС 18%, в сумме 7 043 425 (Семь миллионов сорок три тысячи четыреста двадцать пять) рублей 00 копеек".
Соответственно, из избранного Заказчиком способа изложения приведённого выше положения проекта контракта следует, что под "сметной стоимостью работ" в данном контексте Заказчиком понимается цена контракта, по которой по итогам проведения аукциона в электронной форме будет заключён контракт.
Однако, учитывая, что цена контракта включается в проект контракта на основании предложения участника закупки, с которым заключается контракт по итогам проведения аукциона в электронной форме, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик, указав в проекте контакта оспариваемое Заявителем условие, допустил нарушение части 2 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
5. Довод Заявителя о том, что Заказчик в проекте контракта порядок и срок оплаты по контракту установлен Заказчиком с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, Комиссия также считает состоятельным.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления Заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Частью 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 190 ГК РФ срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В пункте 25 раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации о проведении аукциона в электронной форме Заказчиком указано, что участники закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями.
В пункте 4.3 проекта государственного контракта Заказчиком установлено, что оплата осуществляется по безналичному расчету. Окончательный расчет всех выполненных работ осуществляется до 28.12.2017 г. после подписания всех актов приемки выполненных работ и при поступлении денежных средств из федерального бюджета.
Иными словами, оплата за выполненные подрядчиком работы должна быть произведена заказчиком до 28.12.17 г. при одновременном наступлении двух событий: поступлении денежных средств из федерального бюджета и после подписания актов о приёмке выполненных работ, в то время как согласно положениям действующего законодательства такой срок оплаты должен составлять не более 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документов о приёмке, т.е. срок оплаты должен находиться в прямой зависимости от приёмки заказчиком выполненных работ (подписание соответствующих документов) без учёта иных обстоятельств.Таким образом, Заказчиком допущенонарушение части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
6. Комиссия считает состоятельным довод Заявителя о том, что в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Заказчиком в проекте контракта не определён срок приёмки Заказчиком работ, выполненных подрядчиком.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления Заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В раздел 7 "Порядок приёмки работ" проекта государственного контракта Заказчиком включены следующие положения:
7.1. Приемка результатов выполненных работ осуществляется в соответствии с выполнением п.3.1.
7.2. Заказчик обязан принять выполненные работы, за исключением случаев, когда он в соответствии с требованиями, установленными в законе, а также на условиях настоящего Контракта вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков в разумный срок или отказаться от Контракта.
7.3. Окончательная приемка результата выполненных работ осуществляется после выполнения Подрядчиком всех работ, предусмотренных Контрактом.
7.4. Работы считаются принятыми с момента подписания Сторонами акта приемки выполненных работ. Акт приемки выполненных работ подписывается обеими Сторонами. При отказе от подписания акта кем-либо из Сторон об этом делается отметка в акте. Основания для отказа излагаются отказавшейся Стороной в акте, либо для этого составляется отдельный документ.
7.5. С момента подписания Заказчиком акта приемки выполненных работ результат работ переходит в собственность Заказчика, и Заказчик берет на себя риск его возможного разрушения или повреждения.
Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчиком в проекте контракта не установлен срок приёмки заказчиком выполненных подрядчиком работ, что соответственно является нарушением части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
7. Оценивая довод Заявителя о том, что в проекте контракта размер штрафов и пеней установлен Заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе, комиссия установила следующее.
На заседании Комиссии установлено, что рассматриваемая закупка проводится исключительно для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций (пункт 25 раздела 2 "Информационная карта аукциона" аукционной документации).
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила) установлено следующее.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно) (пункт 4 Правил).
За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей (пункт 9 Правил).
В пункте 9.4 проекта государственного контракта Заказчиком установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок подрядчиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
,
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
,
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Данное положение проекта государственного контракта не соответствует требованию, установленному в пункте 10 Правил.
В пункте 9.6 проекта контракта Заказчиком указано, что за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Заказчик обязан уплатить Подрядчику 2,5% цены контракта, что составляет 176 085,63 (Сто семьдесят шесть тысяч восемьдесят пять) рублей 63 копейки, чтопротиворечит требованию пункта 9 Правил.
В пункте 9.7 проекта контракта Заказчиком установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), Подрядчик обязан уплатить Заказчику штраф в размере 10% цены контракта, что составляет 704 342,50 (Семьсот четыре тысячи триста сорок два) рубля 50 копеек, что противоречит пункту 4 Правил.
На основании вышеизложенногоКомиссия приходит к выводу о нарушенииЗаказчикомчастей 5, 7, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В ходе внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены нарушения пункта 4 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ если при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
В пункте 27 раздела 2 "Информационная карта аукциона" аукционной документации Заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара. Кроме согласия участника такого аукциона также предоставляются конкретные показатели по каждому пункту технического задания.
Следовательно, Заказчик, установив в аукционной документации требования к содержанию и составу первой части заявки участников не в соответствии с требованиями пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, допустил нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
В пункте 27 раздела 2 "Информационная карта аукциона" аукционной документации заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона; Устанавливается требование о предоставлении участникам закупки свидетельств (или копий свидетельств), выданных саморегулирующей организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, заказчиком при формировании и утверждении документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона не в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (без учета возможности участникам закупки не предоставлять указанные сведения в случае их отсутствия) что, соответственно, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, в числе прочего указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
Статья 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должен содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, также должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из части 1 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
В соответствии с частями 14, 15 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 25 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческие организации (в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
В извещении о проведении аукциона в электронной форме и в пункте 18 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено обеспечение заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет: 352 171,25 (Триста пятьдесят две тысячи сто семьдесят один) рубль 25 копеек.
Таким образом, учитывая, что оспариваемая заявителем закупка осуществляется для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, заказчик, установив в извещении и аукционной документации размер обеспечения заявки на участие в аукционе в электронной форме не в соответствии с требованиями части 15 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, допустил нарушение пункта 4 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, Комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14
решила:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на действия Заказчика -прокуратуры Ярославской области при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и помещений прокуратуры Ярославской области (извещение N0371100011017000126) обоснованной.
2. Признать Заказчика - прокуратуру Ярославской области, нарушившими часть 3 статьи 63,пункт 3 части 5 статьи 63, пункты 1 и 5 части 1 статьи 64, часть 2 статьи 70, часть 8 статьи 30, части 5, 7, 8, 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. По итогам проведения внеплановой проверки признать Заказчика -прокуратуру Ярославской области, нарушившимпункт 4 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. Выдать Заказчику -прокуратуре Ярославской области обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
М.В.Миронова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 3 октября 2017 г. N 293Ж-17(12048/05-02)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017