Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО Лаборатория электроники "ЭлекЖест", в присутствии:
- представителя Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Киселевой О.А., действующего на основании доверенности N 30 от 06.03.2017,
- представителя членов аукционной комиссии Булаевой Ю.П., действующего на основании доверенности N 256 от 02.10.2017,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы и заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 26.09.2017 поступила жалоба ООО Лаборатория электроники "ЭлекЖест" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку в 2017 году специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (извещение N 0269100000117000286) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 30.08.2017 Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 482 542,52 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 15.09.2017 в 08:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО Лаборатория электроники "ЭлекЖест" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что аукционная комиссия неправомерно допустила к участию в аукционе заявку ИП Рявкина А.Ю., так как в составе заявки указанного участника закупки содержится неоднозначное предложение, сопровождающееся союзом "или", что противоречит требованиям документации о закупке.
Представители заказчика и аукционной комиссии с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Заявка ИП Рявкина А.Ю. правомерно допущена к участию в закупке, так как функции работы устройства, указанные с союзом "или", означают наличие двух функций, которые могут работать только поочередно.
Таким образом, действия аукционной комиссии соответствуют требованиям действующего законодательства.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара в первой части заявки требуется указание конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как следует из документации об аукционе объектом закупки является поставка специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области, то есть по результатам закупки должен быть заключен договор поставки товара.
В пункте 4.2 раздела 1 документации об аукционе в требованиях к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Показатели, в отношении которых при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение, установлены заказчиком в таблице раздела III "Техническое задание" настоящей документации.
При этом, в указанном положении документации о закупке указано, что при наличии в требованиях заказчика возможности выбрать значение показателей (к показателям товара применен союз "или" "либо" и тп.), участнику необходимо выбрать и указать в заявке одно (конкретное) значение показателя.
С учетом изложенного, из требований по заполнению первой части заявки следует, что конкретизации, ввиде указания одного точного значения, подлежат показатели, сопровождающиеся союзами "или", "либо".
В техническом задании содержится описание специальных устройств для чтения "говорящих книг", в том числе наличие следующей функции: при повторном включении аппарата после его выключения должны сохраняться следующие параметры работы устройства: режим, громкость воспроизведения, место воспроизведения фонограммы или частота радиостанции.
Из буквального толкования указанной функциональной характеристики устройства, а также с учетом требований пункта 4.2 раздела 1 документации об аукционе, следует, что участник закупки должен выбрать, в том числе один из предложенных режимов, который должен сохраняться при повторном включении аппарата: место воспроизведения фонограммы или частота радиостанции. При этом, в составе заявки должен быть указан один из указанных режимов работы устройства.
Кроме того, с точки зрения правил русского языка союз "или" трактуется как разделительная дизъюнкция, или "взаимоисключение".
Так, в соответствии с определением союза "или", которое дано в Толковом словаре С.И. Ожегова, данный термин толкуется как "союз одиночный или повторяющийся. Соединяет два или несколько предложений, а также однородные члены предложения, находящиеся в отношениях взаимоисключения" (http://translate.academic.ru/%D0%98%D0%BB%D0%B8/ct/ru/).
Согласно Толковому словарю Д.Н. Ушакова "союз "или" - разделительный, употребляется при сопоставлении исключающих по значению друг друга членов предложения для указания на необходимость выбора между тем и другим; то же, что либо" (http://translate.academic.ru/%D0%98%D0%BB%D0%B8/ct/ru/).
Таким образом, филологическое толкование применения данного союза в тексте также свидетельствует о необходимости выбора одной из функций, сопровождающейся указанным союзом.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 15.09.2017 (далее - протокол) заявка ИП Рявкина А.Ю. (порядковый номер заявки N 4) признана соответствующей требованиям документации о закупке.
Как установлено на заседании Комиссии в первой части заявки заявителя в отношении оспариваемой позиций указаны следующие характеристики: при повторном включении аппарата после его выключения должны сохраняться следующие параметры работы устройства: режим, громкость воспроизведения, место воспроизведения фонограммы или частота радиостанции.
Таким образом, в составе первой части заявки не указан один из режимов, который необходимо выбрать из двух указанных в техническом задании документации о закупке, что противоречит пункту 4.2 раздела 1 документации о закупке, а также требованиям подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Кроме того, указание в составе заявки функции устройства с использованием союза "или", а именно: место воспроизведения фонограммы или частота радиостанции, свидетельствует о неоднозначном предложении участника закупки, что также является основанием для отклонения заявки участника закупки.
Следует отметить, что участник закупки с порядковым номером 1 также допущен к участию в закупке, при этом в составе заявки данная характеристика устройства сопровождается союзом "и", что не позволяет сделать вывод о подходе комиссии к рассмотрению заявок участников закупки.
Кроме того, доводы заказчика, согласно которым указанная функция устройства не может быть реализована одновременно, в связи с чем союз "или" не предполагает выбор одного значения, являются несостоятельными. Так, из требований к составу первой части заявки и описания объекта закупки не следует, что указанный показатель является неизменным и не предполагает выбор одного из указанных значений.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе основанием отказа в допуске к участию в аукционе участника закупки является непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
На основании изложенного, решение аукционной комиссии о допуске к участию в аукционе ИП Рявкина А.Ю., указавшего в составе заявки неоднозначные функциональные характеристики специальных устройств для чтения "говорящих книг", не соответствующие требованиям пункта 4.2 раздела 1 документации об аукционе, противоречит части 1, пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО Лаборатория электроники "ЭлекЖест" на действия аукционной комиссии обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях аукционной комиссии нарушения части 1, пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 октября 2017 г. N 686-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2017