Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ строительных по прокладке местных трубопроводов газа и пара (извещение N 0369300069917000052) в присутствии:
- представителей Администрации Уйского муниципального района (далее - заказчик) Приданниковой Татьяны Викторовны, Упакова Амура Фаттаховича, действующих на основании доверенностей NN 2008, 2009 от 05.10.2017;
- представителя Муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом Уйского муниципального района" (далее - уполномоченный орган) Приданниковой Татьяны Викторовны, действующей на основании доверенности N 561 от 06.10.2017;
- представители заявителя о времени и месте проведения Комиссии уведомлены, на заседание не явились, письменных пояснений, ходатайств не представили.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 02.10.2017 поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ строительных по прокладке местных трубопроводов газа и пара (извещение N 0369300069917000052) (далее - Аукцион, Закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 15.09.2017 в 16:25.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ строительных по прокладке местных трубопроводов газа и пара - 5 233 846,00 рублей.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "Работы строительные по прокладке местных трубопроводов газа и пара" (N извещения 0169200001117000024) от 02.10.2017.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Как следует из жалобы ООО "Перспектива" техническое задание содержит требование к подрядчику о наличии свидетельства СРО о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, с обязательным наличием в свидетельстве видов работ по пунктам 33, 33.6 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Представители заказчика с доводами жалобы ООО "Перспектива" согласились частично и пояснили, что требование к участникам закупки - членство в саморегулируемой организации (далее - СРО) содержится в пункте 18 информационной карты документации об аукционе. Техническое задание, с учетом внесенных изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, заказчиком не доработано.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 указанной статьи, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указываются в документации о закупке.
При этом обязанность заказчика по установлению данных требований продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ.
Пунктом 20 информационной карты документации об аукционе предусмотрены обязательные требования к участникам закупки, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, так, участник должен быть членом СРО в области строительства, капремонта, капитального строительства.
Таким образом, документация об аукционе содержит требования к участникам закупки, установленные в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, пункт 5.16 технического задания определяет, что "подрядчик должен иметь выданное саморегулируемой организацией Свидетельство о допуске к работам, предусмотренным в проектно-сметной документации объекта: "Газопровод среднего давления, установка ГРПБ, газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов по ул. Строителей, ул. Рябиновой, ул. Васнецова в с. Уйское Уйского района Челябинской области", содержащиеся в Перечне, утвержденном Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, а именно действующего свидетельства, выданное саморегулирующей организацией, о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства, с обязательным наличием в свидетельстве следующих видов работ: "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.6. Объекты газоснабжения".
Следовательно, пункт 5.16 технического задания не соответствует пункту 20 информационной карты документации об аукционе, что свидетельствует о нарушении пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что извещение об осуществлении закупки, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru исчерпывающий перечень требований к участникам закупки не содержит. При этом указывает на формулировку: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), предусмотренную функционалом официального сайта. Вместе с тем указание на данную формулировку не является надлежащим исполнением требований части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, соответствующий как законодательству о контрактной системе, так и самому объекту закупки не представляется возможным.
Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. Как следует из содержания пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В пункте 6 информационной карты документации об аукционе, пунктах 3.1, 3.2 проекта контракта определено следующее: начало работ - через 7 рабочих дней с момента регистрации извещения о начале строительства объекта в Управлении Государственного строительного надзора Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области. Окончание работ: в течение 43 календарных дней с момента начала работ. Однако в извещении о закупке в графе "сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" указано - до 31.12.2017 года.
Таким образом, наличие противоречивой информации в извещении и документации о закупке в части определения срока выполнения работ, свидетельствует о нарушении пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, частей 1, 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В нарушение пунктов 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона не содержит порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, порядка предоставления обеспечения исполнения контракта.
Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Как следует из пункта 29 информационной карты документации об аукционе дата начала срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе: 15.09.2017. Дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе 28.09.2017.
Поскольку дата и время окончания подачи заявок 02.10.2017 08:00, заказчиком дата окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе указана в нарушение положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
5. Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
В Постановлении N 570 определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - перечень работ).
Таким образом, в случае, если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно Постановлению N 570, то заказчик обязан в документации о закупке, в том числе проекте контракта, предусмотреть следующие условия согласно подпунктам "а-в" пункта 2 Постановления N 570:
- возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
- конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 года и не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.
- ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в виде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости указанных работ.
Пунктом 16.1 информационной карты документации об аукционе установлено, что "в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 570 устройство наружных сетей газоснабжения, устройство трубопроводов именно тот вид работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно".
Согласно пункту 5.4.2 проекта контракта подрядчик обязан "выполнять весь комплекс работ по капитальному строительству собственными силами и средствами, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, в соответствии со сметой, техническим заданием в объемах и сроки, предусмотренные условиями настоящего Контракта (согласно утвержденных видов работ постановлением Правительства РФ N570)".
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Постановления N 570 в документации о закупке, в том числе проекте контракта, не предусмотрены условия, указанные в подпунктах "а,б,в" пункта 2 Постановления N 570, а именно возможные виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, определенные по предложению подрядчика, ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в виде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости работ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ строительных по прокладке местных трубопроводов газа и пара (извещение N 0369300069917000052) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пунктов 2, 7, 8 статьи 42, части 5 статьи 63, частей 1, 4 статьи 64, части 4 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 октября 2017 г. N 694-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2017