Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Хаджирокова <_> (далее - Заявитель) на действия заказчика - МБОУ СОШ N23 ст.Калужской при проведении уполномоченным органом - администрацией МО Северского района электронного аукциона: "Капитальный ремонт помещений МБОУ СОШ N23 ст. Калужской для организации работы групп детского сада" (извещение N 0318300165717000132) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки заказчиком установлены избыточные требования к товарам (материалам), а также не соответствующие ГОСТ.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Северского района проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт помещений МБОУ СОШ N23 ст. Калужской для организации работы групп детского сада" (извещение N 0318300165717000132).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 976 845,88 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В приложении N1 к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении подрядных работ" установлены следующие требования:
63 |
Грунтовка |
КНАУФ-Тифенгрунд или эквивалент |
Цвет |
белый |
Время высыхания, часов, |
Не менее 3 |
|||
64 |
Грунтовка |
КНАУФ-Бетоконтакт или эквивалент |
Цвет |
розовый |
Время высыхания, часов, |
Не менее 3 |
Заказчиком установлено требование к указанию конкретного значения времени высыхания, часов - не более 3, значение которого становится известным при проведении испытаний после производства определенной партии товара.
В свою очередь, соответствие товаров (материалов) общеобязательным нормативно установленным требованиям указанных стандартов определяет их качество на стадии изготовления, что подтверждается соответствующими актами (обязательными стандартами, сертификатами соответствия и т.д.). При этом законодательное регулирование отношений, связанных, в частности, с применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, осуществляется отраслевыми нормативными актами и подпадает под сферу действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а не законодательства в сфере закупок.
Следовательно, именно изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции (материалов) и гарантирующим их соответствие заданным требованиям.
Таким образом, заказчиком по п.63, п.64 установлены избыточные требования к характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
В п.59 "Швеллер" приложения N1 к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении подрядных работ" установлены следующие требования:
59 |
Швеллер |
|
Материал изготовления |
сталь Ст3пс |
Тип граней |
с уклоном внутренних граней полок или с параллельными гранями полок |
|||
Высота швеллера, мм |
140 |
|||
Ширина полки, мм |
не менее 58 |
|||
Толщина стенки, мм |
не менее 4,9 |
|||
Толщина полки, мм |
не менее 8,1 |
В соответствии с п.2.3 ГОСТ 8240-97 размеры швеллеров, площадь поперечного сечения, масса 1 м и справочные значения для осей должны соответствовать приведенным в таблицах 1-5.
Таблица 1 - Швеллеры с уклоном внутренних граней полок
Номер швеллера серии У |
h |
b |
s |
t |
R |
r |
Площадь поперечного сечения F, см2 |
Масса 1 м, кг |
Справочные значения для осей |
X0, см |
||||||
не более |
Х-Х |
Y-Y |
||||||||||||||
мм |
Ix, см4 |
Wx, см3 |
ix, см |
Sx, см3 |
Iy, см4 |
Wy, см3 |
i0, см |
|||||||||
5У |
50 |
32 |
4,4 |
7,0 |
6,0 |
2,5 |
6,16 |
4,84 |
22,8 |
9,1 |
1,92 |
5,59 |
5,61 |
2,75 |
0,95 |
1,16 |
6,5У |
65 |
36 |
4,4 |
7,2 |
6,0 |
2,5 |
7,51 |
5,90 |
48,6 |
15,0 |
2,54 |
9,00 |
8,70 |
3,68 |
1,08 |
1,24 |
8У |
80 |
40 |
4,5 |
7,4 |
6,5 |
2,5 |
8,98 |
7,05 |
89,4 |
22,4 |
3,16 |
13,30 |
12,80 |
4,75 |
1,19 |
1,31 |
10У |
100 |
46 |
4,5 |
7,6 |
7,0 |
3,0 |
10,90 |
8,59 |
174,0 |
34,8 |
3,99 |
20,40 |
20,40 |
6,46 |
1,37 |
1,44 |
12У |
120 |
52 |
4,8 |
7,8 |
7,5 |
3,0 |
13,30 |
10,40 |
304,0 |
50,6 |
4,78 |
29,60 |
31,20 |
8,52 |
1,53 |
1,54 |
14У |
140 |
58 |
4,9 |
8,1 |
8,0 |
3,0 |
15,60 |
12,30 |
491,0 |
70,2 |
5,60 |
40,80 |
45,40 |
11,00 |
1,70 |
1,67 |
16У |
160 |
64 |
5,0 |
8,4 |
8,5 |
3,5 |
18,10 |
14,20 |
747,0 |
93,4 |
6,42 |
54,10 |
63,30 |
13,80 |
1,87 |
1,80 |
16аУ |
160 |
68 |
5,0 |
9,0 |
8,5 |
3,5 |
19,50 |
15,30 |
823,0 |
103,0 |
6,49 |
59,40 |
78,80 |
16,40 |
2,01 |
2,00 |
18У |
180 |
70 |
5,1 |
8,7 |
9,0 |
3,5 |
20,70 |
16,30 |
1090,0 |
121,0 |
7,24 |
69,80 |
86,00 |
17,00 |
2,04 |
1,94 |
18аУ |
180 |
74 |
5,1 |
9,3 |
9,0 |
3,5 |
22,20 |
17,40 |
1190,0 |
132,0 |
7,32 |
76,10 |
105,00 |
20,00 |
2,18 |
2,13 |
20У |
200 |
76 |
5,2 |
9,0 |
9,5 |
4,0 |
23,40 |
18,40 |
1520,0 |
152,0 |
8,07 |
87,80 |
113,00 |
20,50 |
2,20 |
2,07 |
22У |
220 |
82 |
5,4 |
9,5 |
10,0 |
4,0 |
26,70 |
21,00 |
2110,0 |
192,0 |
8,89 |
110,00 |
151,00 |
25,10 |
2,37 |
2,21 |
24У |
240 |
90 |
5,6 |
10,0 |
10,5 |
4,0 |
30,60 |
24,00 |
2900,0 |
242,0 |
9,73 |
139,00 |
208,00 |
31,60 |
2,60 |
2,42 |
27У |
270 |
95 |
6,0 |
10,5 |
11,0 |
4,5 |
35,20 |
27,70 |
4160,0 |
308,0 |
10,90 |
178,00 |
262,00 |
37,30 |
2,73 |
2,47 |
30У |
300 |
100 |
6,5 |
11,0 |
12,0 |
5,0 |
40,50 |
31,80 |
5810,0 |
387,0 |
12,00 |
224,00 |
327,00 |
43,60 |
2,84 |
2,52 |
33У |
330 |
105 |
7,0 |
11,7 |
13,0 |
5,0 |
46,50 |
36,50 |
7980,0 |
484,0 |
13,10 |
281,00 |
410,00 |
51,80 |
2,97 |
2,59 |
36У |
360 |
110 |
7,5 |
12,6 |
14,0 |
6,0 |
53,40 |
41,90 |
10820,0 |
601,0 |
14,20 |
350,00 |
513,00 |
61,70 |
3,10 |
2,68 |
40У |
400 |
115 |
8,0 |
13,5 |
15,0 |
6,0 |
61,50 |
48,30 |
15220,0 |
761,0 |
15,70 |
444,00 |
642,00 |
73,40 |
3,23 |
2,75 |
Таблица 2 - Швеллеры с параллельными гранями полок
Номер швеллера серии П |
h |
b |
s |
t |
R |
r |
Площадь поперечного сечения F, см2 |
Масса 1 м, кг |
Справочные значения для осей |
X0, см |
||||||
не более |
Х-Х |
Y-Y |
||||||||||||||
мм |
Ix, см4 |
Wx, см3 |
ix, см |
Sx, см3 |
Iy, см4 |
Wy, см3 |
iy, см |
|||||||||
5П |
50 |
32 |
4,4 |
7,0 |
6,0 |
3,5 |
6,16 |
4,84 |
22,8 |
9,1 |
1,92 |
5,61 |
5,95 |
2,99 |
0,98 |
1,21 |
6,5П |
65 |
36 |
4,4 |
7,2 |
6,0 |
3,5 |
7,51 |
5,90 |
48,8 |
15,0 |
2,55 |
9,02 |
9,35 |
4,06 |
1,12 |
1,29 |
8П |
80 |
40 |
4,5 |
7,4 |
6,5 |
3,5 |
8,98 |
7,05 |
89,8 |
22,5 |
3,16 |
13,30 |
13,90 |
5,31 |
1,24 |
1,38 |
10П |
100 |
46 |
4,5 |
7,6 |
7,0 |
4,0 |
10,90 |
8,59 |
175,0 |
34,9 |
3,99 |
20,50 |
22,60 |
7,37 |
1,44 |
1,53 |
12П |
120 |
52 |
4,8 |
7,8 |
7,5 |
4,5 |
13,30 |
10,40 |
305,0 |
50,8 |
4,79 |
29,70 |
34,90 |
9,84 |
1,62 |
1,66 |
14П |
140 |
58 |
4,9 |
8,1 |
8,0 |
4,5 |
15,60 |
12,30 |
493,0 |
70,4 |
5,61 |
40,90 |
51,50 |
12,90 |
1,81 |
1,82 |
16П |
160 |
64 |
5,0 |
8,4 |
8,5 |
5,0 |
18,10 |
14,20 |
750,0 |
93,8 |
6,44 |
54,30 |
72,80 |
16,40 |
2,00 |
1,97 |
16аП |
160 |
68 |
5,0 |
9,0 |
8,5 |
5,0 |
19,50 |
15,30 |
827,0 |
103,0 |
6,51 |
59,50 |
90,50 |
19,60 |
2,15 |
2,19 |
18П |
180 |
70 |
5,1 |
8,7 |
9,0 |
5,0 |
20,70 |
16,30 |
1090,0 |
121,0 |
7,26 |
70,00 |
100,00 |
20,60 |
2,20 |
2,14 |
18аП |
180 |
74 |
5,1 |
9,3 |
9,0 |
5,0 |
22,20 |
17,40 |
1200,0 |
133,0 |
7,34 |
76,30 |
123,00 |
24,30 |
2,35 |
2,36 |
20П |
200 |
76 |
5,2 |
9,0 |
9,5 |
5,5 |
23,40 |
18,40 |
1530,0 |
153,0 |
8,08 |
88,00 |
134,00 |
25,20 |
2,39 |
2,30 |
22П |
220 |
82 |
5,4 |
9,5 |
10,0 |
6,0 |
26,70 |
21,00 |
2120,0 |
193,0 |
8,90 |
111,00 |
178,00 |
31,00 |
2,58 |
2,47 |
24П |
240 |
90 |
5,6 |
10,0 |
10,5 |
6,0 |
30,60 |
24,00 |
2910,0 |
243,0 |
9,75 |
139,00 |
248,00 |
39,50 |
2,85 |
2,72 |
27П |
270 |
95 |
6,0 |
10,5 |
11,0 |
6,5 |
35,20 |
27,70 |
4180,0 |
310,0 |
10,90 |
178,00 |
314,00 |
46,70 |
2,99 |
2,78 |
30П |
300 |
100 |
6,5 |
11,0 |
12,0 |
7,0 |
40,50 |
31,80 |
5830,0 |
389,0 |
12,00 |
224,00 |
393,00 |
54,80 |
3,12 |
2,83 |
33П |
330 |
105 |
7,0 |
11,7 |
13,0 |
7,5 |
46,50 |
36,50 |
8010,0 |
486,0 |
13,10 |
281,00 |
491,00 |
64,60 |
3,25 |
2,90 |
36П |
360 |
110 |
7,5 |
12,6 |
14,0 |
8,5 |
53,40 |
41,90 |
10850,0 |
603,0 |
14,30 |
350,00 |
611,00 |
76,30 |
3,38 |
2,99 |
40П |
400 |
115 |
8,0 |
13,5 |
15,0 |
9,0 |
61,50 |
48,30 |
15260,0 |
763,0 |
15,80 |
445,00 |
760,00 |
89,90 |
3,51 |
3,05 |
С учетом требований ГОСТ, высота швеллера, требуемая заказчику, составляет 140 мм. При этом, ширина полки, толщина полки, толщина стенки установлены заказчиком в виде минимальных значений (не менее 58 мм, не менее 4,9 мм, не менее 8,1 мм).
В соответствии с положениями ГОСТ ширина полки, толщина полки, толщина стенки швеллера находятся в диапазоне. Таким образом, в соответствии с требованиями аукционной документации, участник имеет возможность предложить швеллеры с характеристиками: высота швеллера 140 мм, ширина полки 64 мм. При этом, данные характеристики не будут соответствовать ГОСТ.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, которые вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Кроме того, Заказчиком при описании объекта закупки не указан номер швеллера соответствующей серии в соответствии с ГОСТ, при этом установлены требования к показателям, определяющим данный номер.
На заседание Комиссии заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность установленных в аукционной документации требований.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Хаджирокова <_> обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - МБОУ СОШ N23 ст.Калужской нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБОУ СОШ N23 ст.Калужской, уполномоченному органу - администрации МО Северского района (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 октября 2017 г. N ЭА-3088/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017