Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ОЛИМП" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МБОУ СОШ N23 ст.Калужской при проведении уполномоченным органом - администрацией МО Северского района электронного аукциона: "Капитальный ремонт помещений МБОУ СОШ N23 ст. Калужской для организации работы групп детского сада" (извещение N 0318300165717000132) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товарам (материалам), не соответствующие ГОСТ. В проекте контракта установлена ответственность в виде штрафа в соответствии с недействующим постановлением Правительства РФ N1063.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Северского района проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт помещений МБОУ СОШ N23 ст. Калужской для организации работы групп детского сада" (извещение N 0318300165717000132).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 976 845,88 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В приложении N1 к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении подрядных работ" установлены следующие требования:
4 |
Сталь угловая равнополочная |
|
марка стали |
Ст3пс |
Шириной полок, мм |
100х100 |
В соответствии с ГОСТ 8509-93 размеры уголков, площадь поперечного сечения, справочные величины для осей и масса 1 м уголков должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблице 1, а при поставках на экспорт - приложениям А и Б.
Рисунок 1
Таблица 1
Номер уголка |
b |
t |
R |
r |
F, см2 |
|
мм | ||||||
10 |
100 |
6,5 |
12,0 |
4,0 |
12,82 |
|
7 |
12,0 |
4,0 |
13,75 |
|||
8 |
12,0 |
4,0 |
15,60 |
|||
10 |
12,0 |
4,0 |
19,24 |
|||
12 |
12,0 |
4,0 |
22,80 |
|||
14 |
12,0 |
4,0 |
26,28 |
|||
16 |
12,0 |
4,0 |
29,68 |
Условные обозначения к рисунку 1 и таблице 1:
b - ширина полки.
Масса, площадь поперечного сечения и справочные значения величин равнополочных уголков приведены для информации в таблице А.1 и рассчитаны при условии, что радиус закругления полок имеет 1/2 значения радиуса внутреннего закругления.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Размер |
Масса, кг/м |
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
100х100х8 |
12,2 |
|||||||||||||||
100х100х10 |
15,0 |
|||||||||||||||
100х100х12 |
17,8 |
Таким образом, требования, установленные заказчиком к ширине полок в виде "100х100 мм", не противоречат требованиям ГОСТ.
В п.41 приложения N1 к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении подрядных работ" установлены следующие требования:
41 |
Вентиляторы осевые |
|
Мощность двигателя, кВт |
не менее 0,18 |
Частота вращения, об/мин |
не менее 1500 |
Заявитель указывает, что значение показателя "Частота вращения, об/мин - не менее 1500" определяется по результатам проведенных испытаний.
В соответствии с информацией производителей, показатель "Частота вращения, об/мин" не определяется по результатам проведенных испытаний для конкретной партии товара.
Показатели, устанавливаемые производителями для своей продукции, являются общими для всего выпускаемого товара и не зависят от конкретной партии товара, поскольку представляют собой диапазонный показатель.
Таким образом, данный довод заявителя необоснован.
По п. 24 "Светильники", п.40 "Решетки вентиляционные" заказчиком установлены требования к габаритным размерам "не более 595х1195х84 мм", "300х200 мм", при этом не указаны параметры, соответствующие данным значениям (длина, ширина, высота и т.д.).
24 |
Светильники |
|
Тип лампы и цоколь |
ЛЛ G13 |
Степень защиты от воздействия окружающей среды |
не ниже IP20 |
|||
Габариты, мм |
не более 595x1195x84 |
|||
Тип рассеивателя |
Опаловое оргстекло в рамке |
|||
Количество ламп, шт |
не менее 4 |
|||
Мощность ламп, Вт |
не менее 36 |
|||
40 |
Решетки вентиляционные |
|
Тип размещения |
наружная |
Материал |
оцинкованная сталь |
|||
Размер, мм |
300х200 |
Таким образом, требования, установленные заказчиком к габаритным размерам, не позволяют определить потребности заказчика и корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
По п.28 "Тройник" заказчиком установлены требования к диаметру, мм - 25х20х25, которые, по мнению заявителя, вводят участников закупки в заблуждение.
В соответствии с п.4.4 ГОСТ 32414-2013 настоящий стандарт применим к следующим основным типам фасонных частей:
б) тройники и тройники переходные (рисунок 5) в следующих вариантах:
- трубный конец-раструб-раструб или раструб-раструб-раструб;
- тройник изогнутый с радиусом R.
Номинальный угол для тройников выбирают из следующих значений: 45°, 67,5° и от 87,5° до 90°.
Рисунок 5 - Тройник
Заказчиком установлены требования к диаметру "25х20х25", при этом, не указано, к какому диаметру в соответствии с ГОСТ относятся данные значения.
Таким образом, требования, установленные заказчиком к диаметрам, не позволяют определить потребности заказчика и корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
По п. 37 приложения N1 к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении подрядных работ" установлены следующие требования:
37 |
Сплит-система |
Haier или эквивалент |
Максимальная мощность охлаждения, кВт |
не менее 5,0 |
Максимальная мощность обогрева, кВт |
не менее 5,4 |
|||
Максимальная площадь помещения, м |
не менее 50 |
|||
Максимальная потребляемая мощность при охлаждении, кВт |
не более 1,56 |
|||
Максимальная потребляемая мощность при обогреве, кВт |
не более 1,52 |
|||
Напряжение электропитания, В |
220 |
|||
Габариты внутреннего блока сплит-системы (Ширина x Высота x Глубина), мм |
не более 938х187х265 |
|||
Габариты наружного блока сплит-системы (Ширина x Высота x Глубина), мм |
не более 780х245х640 |
|||
Тип хладагента |
R410A |
|||
Тип компрессора |
Инверторный |
Заказчиком установлено требование к указанию конкретного значения максимальной площади помещения, м2 - не менее 50. При этом, значение данной характеристики зависит от множества факторов и не определяется конкретным значением.
По п. 63, п.64 приложения N1 к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении подрядных работ" установлены следующие требования:
63 |
Грунтовка |
КНАУФ-Тифенгрунд или эквивалент |
Цвет |
белый |
Время высыхания, часов, |
Не менее 3 |
|||
64 |
Грунтовка |
КНАУФ-Бетоконтакт или эквивалент |
Цвет |
розовый |
Время высыхания, часов, |
Не менее 3 |
Заказчиком установлено требование к указанию конкретного значения времени высыхания, часов - не более 3, значение которого становится известным при проведении испытаний после производства определенной партии товара.
В свою очередь, соответствие товаров (материалов) общеобязательным нормативно установленным требованиям указанных стандартов определяет их качество на стадии изготовления, что подтверждается соответствующими актами (обязательными стандартами, сертификатами соответствия и т.д.). При этом законодательное регулирование отношений, связанных, в частности, с применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, осуществляется отраслевыми нормативными актами и подпадает под сферу действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а не законодательства в сфере закупок.
Следовательно, именно изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции (материалов) и гарантирующим их соответствие заданным требованиям.
Таким образом, заказчиком по п.63, п.64 установлены избыточные требования к характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
На заседание Комиссии заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность установленных в аукционной документации требований.
Согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной службе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе).
Частью 8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утратило силу с 09.09.2017 г. в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Изменения извещения о проведении электронного аукциона и действующая редакция аукционной документации размещены на официальном сайте 11.09.2017 г.
При этом, в разделе 12 проекта контракта аукционной документации установлено:
"12.2. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063) и составляет ___________ руб.____ коп.
а) 2,5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.
б) 2 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. руб. до 50 млн. руб.;
12.3. В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
12.4. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где: Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
,
где: - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
8. Коэффициент К определяется по формуле:
,
где: ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
12.5. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 и составляет ____________________________ руб.____ коп.
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. руб. до 50 млн. руб".
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОЛИМП" обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч.5, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - МБОУ СОШ N23 ст.Калужской нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч.5, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - МБОУ СОШ N23 ст.Калужской, уполномоченному органу - администрации МО Северского района (единой комиссии) выдано предписание от 03.10.2017 г N889 по делу NЭА-3088/2017 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать
4.Повторно материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 октября 2017 г. N ЭА-3086/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017