Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МБОУ СОШ N23 ст.Калужской при проведении уполномоченным органом - администрацией МО Северского района электронного аукциона: "Капитальный ремонт помещений МБОУ СОШ N23 ст. Калужской для организации работы групп детского сада" (извещение N 0318300165717000132) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товарам (материалам), не соответствующие ГОСТ.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Северского района проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт помещений МБОУ СОШ N23 ст. Калужской для организации работы групп детского сада" (извещение N 0318300165717000132).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 976 845,88 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В п. 24 "Светильники" приложения N1 к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении подрядных работ" заказчиком установлены требования к габаритным размерам "не более 595х1195х84 мм", при этом не указаны параметры, соответствующие данным значениям (длина, ширина, высота и т.д.).
24 |
Светильники |
|
Тип лампы и цоколь |
ЛЛ G13 |
Степень защиты от воздействия окружающей среды |
не ниже IP20 |
|||
Габариты, мм |
не более 595x1195x84 |
|||
Тип рассеивателя |
Опаловое оргстекло в рамке |
|||
Количество ламп, шт |
не менее 4 |
|||
Мощность ламп, Вт |
не менее 36 |
Таким образом, требования, установленные заказчиком к габаритным размерам, не позволяют определить потребности заказчика и корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По п.15 "Выключатели автоматические" приложения N1 к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении подрядных работ" установлены следующие требования:
15 |
Выключатели автоматические |
|
Номинальный ток,А |
не менее 16 |
Количество силовых полюсов, шт |
1 |
|||
Количество модулей DIN, шт |
1 |
|||
Номинальное напряжение, В |
не менее 230 |
Заявитель указывает, что установленное заказчиком требование к номинальному напряжению не менее 230 В, не соответствует ГОСТ.
В соответствии с ГОСТ 29322-2014 номинальное напряжение системы переменного тока в диапазоне от 100 до 1000 В следует выбирать из значений, приведенных в Таблице 1.
Таблица 1 - Системы и электрооборудование переменного тока с номинальным напряжением от 100 до 1000 В включительно
|
|
|
Номинальное напряжение трехфазных четырехпроводных или трехпроводных систем, В |
Номинальное напряжение однофазных трехпроводных систем, В |
|
50 Гц |
60 Гц |
60 Гц |
-
230
230/400
- |
120/208
240
230/400
277/480 |
120/240
-
-
- |
-
-
-
400/690
1000 |
480
347/600
600
-
- |
-
-
-
-
- |
Значение 230/400 В является результатом эволюции систем 220/380 В и 240/415 В, которые завершили использовать в Европе и во многих других странах. Однако системы 220/380 В и 240/415 В до сих пор продолжают применять. |
Таким образом, требование к номинальному напряжению не менее 230 В не противоречит ГОСТ.
В п.19 приложения N1 к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении подрядных работ" заказчиком установлено:
19 |
Кабель силовой |
|
Токопроводящая жила |
медная, однопроволочная или многопроволочная |
Изоляция |
из поливинилхлоридной композиции |
|||
Наружная оболочка |
из поливинилхлоридной композиции |
|||
Внутренняя экструдированная оболочка |
из поливинилхлоридной композиции пониженной пожароопасности |
|||
Число жил, шт |
3 |
|||
Сечение жил, мм |
2,5 |
По мнению заявителя, требования заказчика к сечению жил является избыточным.
Однако, в соответствии с п.4.6 ГОСТ 31996-2012 Номинальное сечение токопроводящих жил устанавливают из ряда: 1,5; 2,5; 4; 6; 10; 16; 25; 35; 50; 70; 95; 120; 150; 185; 240; 300; 400; 500; 625; 630; 800; 1000 мм2.
П. 4.7 ГОСТ 31669-2012 предусмотрено: "В условное обозначение кабелей должны входить:
- марка кабеля с добавлением через дефис буквы Т (для кабелей в тропическом исполнении), через пробел - группы цифр (через знак умножения), обозначающих число и номинальное сечение основных токопроводящих жил. Для кабелей с нулевой жилой или жилой заземления меньшего сечения через знак сложения добавляют число и номинальное сечение нулевой жилы или жилы заземления (через знак умножения). Для кабелей с жилами равного сечения допускается не проводить деление жил на группы".
Таким образом, заказчиком установлено требование в соответствии с ГОСТ.
По п.17 приложения N1 к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении подрядных работ" заказчиком установлено:
17 |
Провода самонесущие изолированные |
|
Токопроводящая жила |
алюминиевая, многопроволочная, круглой формы, уплотнённая |
Сечение жил, мм |
16 |
|||
Количество жил |
2 |
|||
Изоляция |
из светостабилизированного термопластичного полиэтилена |
|||
Скрутка |
изолированные жилы скручены между собой |
По мнению заявителя, заказчиком установлены избыточные требования к скрутке "Изолированные жилы скручены между собой".
Вместе с тем, данное требование носит описательный характер и не требует от участников проведения испытаний и указания конкретных значений.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной в части наличия нарушений п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - МБОУ СОШ N23 ст.Калужской нарушение п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - МБОУ СОШ N23 ст.Калужской, уполномоченному органу - администрации МО Северского района (единой комиссии) выдано предписание от 03.10.2017 г N889 по делу NЭА-3088/2017 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать
4.Повторно материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 октября 2017 г. N ЭА-3087/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017