Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Авто-Газ-Сервис" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по ремонту асфальтобетонных автомобильных дорог общего пользования местного значения Тимашевского городского поселения Тимашевского района" (извещение N 0318300059017000089) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки заказчиком по п.2 установлены требования к товарам (материалам), не соответствующие ГОСТ. Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 года).
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Тимашевского городского поселения Тимашевского района при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по ремонту асфальтобетонных автомобильных дорог общего пользования местного значения Тимашевского городского поселения Тимашевского района" (извещение N 0318300059017000089).
Начальная (максимальная) цена контракта - 21 053 399,00 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В п. 2 "Готовая смесь" приложения к техническому заданию "Требования к техническим, механическим, функциональным, качественным, химическим и (или) эксплуатационным характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ" заказчиком установлены следующие требования:
2 |
Готовая смесь |
Требуется готовая песчано-гравийная смесь тип С10 и готовая щебеночно-гравийно-песчаная смесь тип С1, соответствующие ГОСТ 25607-2009. |
В соответствии с п.3.1.2 ГОСТ 25607-2009 щебень в зависимости от выполняемой функции при устройстве оснований подразделяют на основной и расклинивающий. В качестве основного применяют щебень фракций 40-80 или 80-120 мм. В качестве расклинивающего для фракции 40-80 мм применяют щебень фракций 5-10 и 10-20 мм (смесь фракций 5-20 мм), готовые смеси С6, С11 (см. таблицу 3); для фракции 80-120 мм применяют щебень фракций 5-20 и 20-40 мм (смесь фракций 5-40 мм), готовые смеси С5, С10 (см. таблицу 3).
Зерновой состав готовых смесей должен соответствовать требованиям, приведенным в таблице 3.
Таблица 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номер смеси |
Наиболь-ший размер зерен Д, мм |
Полный остаток, % по массе, на ситах с размерами отверстий, мм |
|||||||||||
|
|
120 |
80 |
40 |
20 |
10 |
5 |
2,5 |
0,63 |
0,16 |
0,05 |
||
Смеси для покрытий | |||||||||||||
С1 |
40 |
0 |
0 |
0-10 |
20-40 |
35-60 |
45-70 |
55-80 |
70-90 |
75-92 |
80-93 |
||
С2 |
20 |
0 |
0 |
0 |
0-10 |
10-35 |
25-50 |
35-65 |
55-80 |
65-90 |
75-92 |
||
Смеси для оснований (непрерывная гранулометрия) | |||||||||||||
С3 |
120 |
0-10 |
10-30 |
30-50 |
40-65 |
54-75 |
65-85 |
71-90 |
82-95 |
90-98 |
95-100 |
||
С4 |
80 |
0 |
0-10 |
15-35 |
28-55 |
40-70 |
50-80 |
60-85 |
80-95 |
91-97 |
95-100 |
||
С5 |
40 |
0 |
0 |
0-10 |
25-60 |
45-80 |
57-85 |
67-88 |
80-95 |
90-97 |
95-100 |
||
С6 |
20 |
0 |
0 |
0 |
0-10 |
25-60 |
50-77 |
58-85 |
80-95 |
90-97 |
95-100 |
||
С7 |
10 |
0 |
0 |
0 |
0-5 |
0-37 |
30-60 |
50-77 |
75-95 |
85-97 |
90-100 |
||
С8 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0-5 |
0-40 |
20-55 |
55-87 |
75-98 |
80-100 |
||
Смеси для оснований (прерывистая гранулометрия) | |||||||||||||
С9 |
80 |
0 |
0-10 |
15-35 |
28-55 |
40-70 |
50-80 |
50-80 |
60-88 |
85-97 |
95-100 |
||
С10 |
40 |
0 |
0 |
0-10 |
25-60 |
45-80 |
57-85 |
57-85 |
71-91 |
87-97 |
95-100 |
||
С11 |
20 |
0 |
0 |
0 |
0-10 |
25-60 |
50-77 |
50-77 |
70-88 |
85-97 |
95-100 |
ГОСТ 25607-2009 разделяет готовые смеси по номерам (например С1, С2, С3 и т.д.) и по назначению применения (смеси для покрытий, смеси для оснований), не выделяя виды "песчано-гравийная смесь", "готовая щебеночно-гравийно-песчаная смесь", указанные заказчиком при описании объекта закупки, и не давая определения данным понятиям.
По мнению заявителя, заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 года.
В соответствии с п.3) ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании п.2) Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 года устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка и предоставление документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона закупка отнесена к коду ОКПД2 42.11.20.000.
При этом, предметом контракта являются работы по ремонту асфальтобетонных автомобильных дорог, которые не относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
Следовательно, заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г N99.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авто-Газ-Сервис" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1), п.2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 5 октября 2017 г. N ЭА-3172/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2017