Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Олимп" (далее - Заявитель) на действия администрации Афипского городского поселения Северского района при проведении электронного аукциона: "Ремонт дорог с асфальтовым покрытием в Афипском городском поселении Северского района" (извещение N0318300282117000190) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: в "Техническом задании" электронного аукциона неправомерно установлены гарантийные обязательства "п.7 Гарантийный срок качества на выполненные работы составляет 18 месяцев со дня подписания актов приемки выполненных работ"; в Приложении N3 к "Техническому заданию" Заказчиком установлены требования к товарам материалам, используемым при выполнении работ, нарушающие ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, письменные пояснения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Афипского городского поселения Северского района проводился электронный аукцион: "Ремонт дорог с асфальтовым покрытием в Афипском городском поселении Северского района" (извещение N0318300282117000190).
Начальная (максимальная) цена контракта - 347 255,30 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении N1 к "Техническому заданию" Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).
N п/п по ведомости работ |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак (при наличии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|||||||||||||
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||||||||||||||
5 |
Крышка колодца |
|
КЦП 1-15-2 ГОСТ 8020-2016; Серия 3.900.1-7
|
|||||||||||||
7 |
Люк чугунный |
|
|
|||||||||||||
21, 24, 27, 30, 50, 53, 56, 59, 67, 70, 73, 76, 79 |
Асфальтобетонные смеси дорожные |
|
Асфальтобетонная смесь мелкозернистая горячая тип Б марки II для плотного асфальтобетона по ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (III дорожно-климатическая зона). |
|||||||||||||
13, 18, 42, 47 |
Битумы нефтяные дорожные |
|
Битумы марки БНД 90/130 или 60/90 должны соответствовать требованиям ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" |
|||||||||||||
64,84 |
Асфальтобетонные смеси дорожные |
|
Асфальтобетонная смесь щебеночная и (или) гравийная горячая марки II для пористого асфальтобетона по ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (III дорожно-климатическая зона). |
|||||||||||||
39 |
Смесь песчано-гравийная обогащенная с содержанием гравия 65-75 % |
|
ГОСТ - 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" Содержание гравия, % по массе - свыше 65 до 75
|
Заказчиком по поз.5 "Крышка колодца" установлены требования:
Бетон марки |
не ниже М200 |
Морозоустойчивость |
не менее F400 |
Водонепроницаемость |
не менее W4 |
Требования к бетону регламентированы ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", в нем отсутствует такое понятие как "марка".
Согласно п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют:
- по прочности:
на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20, В22,5, В25 _
- по морозостойкости:
на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300_;
на марки по второму базовому методу:F2100, F2150, F2200, F2300_
Таким образом, требования Заказчика, установленные по позиции 5 "Крышка колодца" к классу бетона по прочности, марки бетона по морозостойкости, марки бетона по водонепроницаемости не являются требованиями к показателю товара, значения которого определяются по результатам испытаний.
Вместе с тем, марки бетона, показатель "морозоустойчивость" в действующих регламентах отсутствуют.
Также, согласно п.4.3.3 ГОСТ 8020-2016 "Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Технические условия" марки по морозостойкости и водонепроницаемости бетона конструкций должны соответствовать маркам, установленным в проектной документации конкретного трубопровода и указанным в заказе на их изготовление, но быть не ниже соответственно F150 и W4 (в канализационных коллекторах - не ниже W6). Для конструкций, выходящих на поверхность грунта, требования по морозостойкости бетона назначают по ГОСТ 31384. При этом в средне- и сильноагрессивных средах следует применять антикоррозийную защиту согласно требованиям 4.5.
Согласно ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" в разделе 4 Технические требования, в п.4.3.1 бетоны подразделяют по морозостойкости по первому базовому методу (например F1100) и по второму базовому методу (например F2200), в связи с этим невозможно определить соответствие закупаемых товаров (материалов), потребностям Заказчика. Заказчиком установлено F400, без определения базового метода.
В соответствии с п. 4.3.2 ГОСТ 26633-2015 классы бетона по прочности, марки по морозостойкости, водонепроницаемости и истираемости устанавливают в соответствии с нормами проектирования и указывают в проектной и технологической документации, стандартах и технических условиях на изделия и конструкции.
Аналогично при описании по поз.39 "Смесь песчано-гравийная обогащенная с содержанием гравия 65-75%" Заказчик требует указать точное значение наибольшей крупности зерен. Согласно ГОСТ 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" требуемое значение определено как диапазон: п.4.3.2 Зерновой состав песчано-гравийной смеси характеризуют содержанием в ней фракций песка размером менее 0,16 мм, от 0,16 до 0,315 мм, от 0,315 до 0,63 мм, от 0,63 до 1,25 мм, от 1,25 до 2,5 мм и от 2,5 до 5,0 мм; фракций гравия размером от 5 до 10 мм, от 10 до 20 мм, от 20 до 40 мм и от 40 до 70 мм; фракций валунов размером от 70 до 100 мм и от 100 до 150 мм.
П.4.3.5 Наибольшая крупность зерен гравия в природной песчано-гравийной смеси должна быть не менее 10 мм и не более 70 мм.
П.4.3.6 Наибольшая крупность зерен гравия в обогащенной песчано-гравийной смеси должна иметь одно из следующих значений: 10, 20, 40 или 70 мм.
Таким образом, требования Заказчика противоречат ч.1 ст.33; п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
По поз.7 "Люк чугунный" установлены требования: "Номинальная нагрузка, тонн не мене 12,5". Согласно п.4.1 ГОСТ 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия (с Поправкой)" Типы, основные параметры и размеры люков, их место установки указаны в таблице 1 и в приложении А.
Тип (обозначение по EN 124) |
Наименование |
Нагрузка номинальная, кН |
Полное открытие D, не менее, мм |
Глубина установки крышки в корпусе h, не менее, мм |
Масса общая, справочная, кг |
Рекомендуемое место установки |
ЛМ* (А15) |
Легкий малогабаритный люк |
15 |
450 |
20 |
45 |
Зона зеленых насаждений, пешеходная зона |
Л (А15) |
Легкий люк |
550 |
60 |
|||
С (В125) |
Средний люк |
125 |
550 |
25 |
95 |
Автостоянки, тротуары и проезжая часть городских парков |
Т (С250) |
Тяжелый люк |
250 |
550 |
35 |
120 |
Городские автомобильные дороги с интенсивным движением |
ТМ (Д400) |
Тяжелый магистральный люк |
400 |
550 |
50 |
140 |
Магистральные дороги |
СТ (Е600) |
Сверхтяжелый люк |
600 |
550 |
60 |
155 |
Зоны высоких нагрузок (аэродромы, доки) |
Р |
Ремонтная вставка |
125 |
550 |
25 |
35 |
Корпуса люков типов С (В125) и Т (С250) при ремонтных работах на дорогах (при наращивании высоты дорожного полотна) |
250 |
35 |
|||||
* Для подземных коммуникаций с глубиной канала до 600 мм от наружной поверхности крышки люка. |
ГОСТ 3634-99 регламентирует данный вид продукции и не предполагает номинальной нагрузки 12,5 (есть 15, 125, 250, 400, 600 к/Н), и измеряется данный показатель вовсе не в "тоннах", а в "кН".
Таким образом, требования Заказчика противоречат ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик неправомерно включил в Техническое задание аукционной документации требование о том, что участник должен предусмотреть конкретный гарантийный срок эксплуатации товаров.
В соответствии с ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В "Техническом задании" электронного аукциона неправомерно установлены гарантийные обязательства "п.7 Гарантийный срок качества на выполненные работы составляет 18 месяцев со дня подписания актов приемки выполненных работ".
Представитель Заказчика пояснил, что предоставления конкретных значений гарантийных сроков не требуется, в приведенной части приложения N 1 сформированы общие требования к выполняемым работам, предусмотренным предметом закупки, с учетом действующего законодательства, а также положения документации.
Таким образом, Заказчиком сформировано краткое изложение условий гарантийных сроков выполнения работ. Является общей информацией для потенциального подрядчика, не содержащее перечень показателей, подлежащих конкретизации с учетом ст. 66 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Афипского городского поселения Северского района нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - администрации Афипского городского поселения Северского района (единой комиссии) было выдано предписание N921 по делу NЭА-3207/2017 от 09.10.2017 г., повторное предписание не выдавать.
4. Повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 октября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2017