Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Араевой З.М. - специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие заявителя - Замараевой А.А. (надлежащим образом извещена), в присутствии представителей государственного заказчика - ФГБУ "Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению по Астраханской области" Рахимова Р.Р. (доверенность N01-07/938 от 03.10.2017), Солодова А.В. (доверенность N01-07/937 от 03.10.2017), рассмотрев жалобу Замараевой А.А. на действия государственного заказчика - ФГБУ "Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению по Астраханской области" (414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт "Ремонт пристанционных трубопроводов и камеры обратных клапанов по объекту: "Ремонт береговых сооружений насосной станции "Сырин", Ахтубинский район, Астраханская область" (реестровый номер: 0325100002417000012), на основании статей 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 27.09.2017 поступила жалоба Замараевой А.А. (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - ФГБУ "Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению по Астраханской области" (414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт "Ремонт пристанционных трубопроводов и камеры обратных клапанов по объекту: "Ремонт береговых сооружений насосной станции "Сырин", Ахтубинский район, Астраханская область" (реестровый номер: 0325100002417000012).
По мнению Заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителей Заказчика, и оценив их доводы, Комиссия установила, что 18.09.2017 на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт "Ремонт пристанционных трубопроводов и камеры обратных клапанов по объекту: "Ремонт береговых сооружений насосной станции "Сырин", Ахтубинский район, Астраханская область" (реестровый номер: 0325100002417000012) (далее - электронный аукцион) и документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 707 816,36 рублей.
Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предписывает использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно п. 1.1 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, с Поправкой)" (далее - ГОСТ 8486-86) пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья.
Термины и определения - по ГОСТ 18288.
Пунктом 20 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" определено, что брусок это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Таким образом, установленные Заказчиком требования по позиции 77 (102-0032) ведомости ресурсов аукционной документации "Бруски обрезные хвойных пород" к показателю "толщина 150 мм и более" противоречат положениям ГОСТ 18288-87.
Данные действия Заказчика нарушают п. 1 и п. 2 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в позициях 66, 70, 90 и 101 ведомости ресурсов, на которые указано в жалобе, определил требования к товарам, в том числе указав значения, которые не могут изменяться (болты с гайками и шайбами строительные; гвозди строительные; горячекатаная арматурная сталь класса: А-I, А-II, А-III; люки чугунные: тяжелые).
Заявитель на заседание Комиссии не явился, явку своего представителя не обеспечил, а сама жалоба не содержит сведений о том, какие именно требования, содержащиеся в указанных позициях, не позволяют Заявителю получить однозначное представление о материалах и заполнить заявку на участие в аукционе, в связи с чем довод Заявителя о несоблюдении Заказчиком требований статьи 33 Закона о контрактной системе при описании товаров в позициях 66, 70, 90 и 101 ведомости ресурсов, своего подтверждения не нашел.
2. Пунктом 17 информационной карты аукционной документации предусмотрена возможность Заказчика изменять условия контракта: "Объем выполняемых работ может быть изменен в пределах не более 10% от объема по Договору с соответствующим изменением цены Договора, а также в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 марта 2015 года N198", тогда так в проекте контракта отсутствует такая информация.
По мнению Заявителя, информация, содержащаяся в информационной карте аукционной документации, имеет разночтение с условиями гражданско-правого договора.
Комиссия, проанализировав проект контракта, установила, что он не содержит условий, позволяющих изменять объем работ или их цену более чем на 10 %.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлено в пункте 4.1.5 проекта контракта право "о направлении в саморегулируемую организацию сведения о нарушении членом данной саморегулируемой организации требований стандартов и правил при выполнении работ в целях применения в отношении члена саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия согласно ст. 9, 10 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", ст. 55.14, 55.15 Градостроительного кодекса РФ", поскольку работы, являющиеся предметом контракта, не требуют от участника закупки членства в СРО.
Ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная документация содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать также и условия контракта.
Ст. 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, для выполнения которых требуется членство в саморегулируемой организации (далее - Перечень), определен Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". В данный Перечень не включены работы, являющиеся предметом контракта.
Кроме того, в силу части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
В данном случае начальная максимальная цена контракта менее 3 миллионов рублей.
В соответствии с вышеизложенном для исполнения контракта победителю не требуется быть членом саморегулируемой организации.
Таким образом, Заказчиком были нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Данное действие Заказчика содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком нарушения не повлияли на решение единой комиссии при рассмотрении заявок, поданных на участие в электронном аукционе, а также на результат определения подрядчика, Комиссия Управления считает, что необходимость в выдаче Заказчику предписания об устранении вышеуказанных нарушений отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Замараевой А.А. на действия государственного заказчика - ФГБУ "Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению по Астраханской области" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт "Ремонт пристанционных трубопроводов и камеры обратных клапанов по объекту: "Ремонт береговых сооружений насосной станции "Сырин", Ахтубинский район, Астраханская область" (реестровый номер: 0325100002417000012) обоснованной в части.
2. Признать государственного заказчика - ФГБУ "Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению по Астраханской области" нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт "Ремонт пристанционных трубопроводов и камеры обратных клапанов по объекту: "Ремонт береговых сооружений насосной станции "Сырин", Ахтубинский район, Астраханская область" (реестровый номер: 0325100002417000012).
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
З.М. Араева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 3 октября 2017 г. N 414-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017