Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
" " - руководитель Управления.
Члены Комиссии:
" " -главный специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления;
" " - ведущий специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления,
рассмотрев жалобу ООО "Профит плюс" (г. Сочи) на действия Заказчика - Управление муниципального имущества Администрации города Муравленко (ИНН: 8906004016) при осуществлении закупки "Приобретение многокомнатной квартиры в капитальном исполнении в жилой зоне города Муравленко для переселения граждан из аварийного жилого фонда" (извещение N 0190300004617000305). Начальная (максимальная) цена контракта - 3 030 480,00 рублей.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "Профит плюс" на действия Заказчика, при осуществлении закупки способом электронного аукциона, для нужд Заказчика -
Управление муниципального имущества Администрации города Муравленко (ИНН: 8906004016) при осуществлении закупки "Приобретение многокомнатной квартиры в капитальном исполнении в жилой зоне города Муравленко для переселения граждан из аварийного жилого фонда" (извещение N 0190300004617000305).
Заявитель считает, что положения Аукционной документации, противоречат требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:
1. В документации об аукционе нарушено положение части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ, п.3 ст.63 ФЗ-44,191 ГК РФ в части сроков подачи заявок на участие.
2. Заказчиком в соответствии с контрактом нарушен ФЗ-44 Статья 34 часть 13.1- срок оплаты в контракте установлен в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации перехода права собственности.
3. Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, устанавливая неправомерное право требования уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Представитель от Заказчика на заседании Комиссии не присутствовал, были представлены письменные возражения на жалобу, в которых Заказчик просит признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии установлено, что Заявитель обжалует Аукционную документацию.
Комиссия, исследовав доводы заявителя, возражения заказчика и в результате осуществления внеплановой проверки приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Положениями части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Дата и время начала подачи заявок 14.09.2017 года в 14 часов 05 минут;Дата и время окончания подачи заявок 29.09.2017 года в 10 часов 00 минут.
Срок подачи заявок начинается с момента размещения извещения о проведении аукциона, т.е. 14.09.2017 года и установленный законодательством срок подачи заявок истекает 29.09.2017 года включительно.
Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в Аукционе согласно положениям статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации должен быть установлен не ранее 23 часов 59 минут 29.09.2017 года.
Таким образом, действиями Заказчика, не надлежащим образом установившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, нарушена часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. В пункте 2.5. проекта контракта муниципального контракта установлен срок оплаты контракта, в котором закреплено, что расчет между Сторонами производится в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации перехода права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, путем безналичного перечисления на расчетный счет, открытый Продавцом в банк, Управлением муниципального имущества Администрации города Муравленко денежных средств в размере стоимости контракта.
В соответствии с ч. 13.1. ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 7 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В соответствии с распоряжением Управления муниципального имущества от 17.04.2014 N 155 "Об утверждении состава экспертов, осуществляющих проведение экспертизы поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг" приемка товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг производится экспертной комиссией, члены которой подписывают экспертизу по приемке товара, работ, услуг по муниципальному контракту.
В соответствии с п . 3.13. проекта Контракта при приемке Квартиры Покупатель проверяет соответствие се характеристик требованиям, установленным в Контракте, а также аукционной документации. Для проверки соответствия отчуждаемой квартиры условиям Контракта Заказчик в соответствии с ч. 3, 4 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", проводит экспертизу. Экспертиза проводится Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения экспертизы, в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы оказанной услуги экспертов, экспертных организаций.
Таким образом, по смыслу ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ документом о приемке по указанному проекту контракта будет являться экспертиза, подписанная экспертной комиссией.
В соответствии с пунктом 3.6 проекта Контракта обязательства Продавца по передаче Квартиры считаются исполненными с момента получения Покупателем Свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Поэтому обязательства Продавца в соответствии с заключенным муниципальным контрактом будет являться надлежаще исполненными именно с момента государственной регистрации права собственности за Покупателем, и после этого будет подписан экспертной комиссией документ о приемке и произведена оплата.
Закупаемые в соответствии с аукционной документацией товары являются объектами недвижимого имущества: жилые помещения.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Таким образом, в проекте контракта предусмотрена обязанность по государственной регистрации права.
В связи с тем, что до государственной регистрации перехода права собственности собственником объекта недвижимости остается Продавец, и при государственной экспертизе сделки могут возникнуть ситуации связанные с отказом в государственной регистрации перехода права собственности, по приостановке регистрации, включение в проект контракта условия о том, что оплата по контракту осуществляется с момента государственной регистрации права собственности является единственно правильным.
Данное условие контракта отвечает принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, установленных ст. 12 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе эффективности использования бюджетных средств, в связи с чем оплата по муниципальному контракту до государственной регистрации права муниципальной собственности с учетом вышеуказанных рисков является недопустимой.
Кроме того, пункт 2.5. проекта Контракта сформулирован следующим образом: "Расчет между Сторонами производится в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации перехода права собственности...", что также не вступает в противоречие с ч. 13.1. ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в данном факте действия Заказчика, не противоречат Закону о контрактной системе.
3. Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, устанавливая следующее неправомерное право требования уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Так в пункте 4.6. установлено, что в случае просрочки исполнения Продавцом обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Покупателем обязательств, предусмотренных Контрактом, Продавец вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, Заказчик установил, что Продавец не вправе требовать уплаты пеней в случае просрочки Покупателем исполнения обязательств. При этом Продавец вправе требовать уплату пеней с Покупателя за собственную просрочку исполнения обязательств.
Данный пункт составлен с нарушениями действующего законодательства и вводит в заблуждение и основан на неправильном толковании.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 6 указанной статьи в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, возникающих из государственного (муниципального) контракта, исполнение указанным должником возникших обязательств регламентируется гражданским законодательством (с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации) и договором.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что Аукционная документация не соответствует обязательным требованиям Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика имеются нарушения требований Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания о приведении аукционной документации в соответствие с действующим законодательством
Нарушения, указанные в пунктах 1, 3 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.30 и частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Профит плюс" (г. Сочи) на действия Заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона для нужд Заказчика - Управление муниципального имущества Администрации города Муравленко (ИНН: 8906004016), "Приобретение многокомнатной квартиры в капитальном исполнении в жилой зоне города Муравленко для переселения граждан из аварийного жилого фонда" (извещение N 0190300004617000305), частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Управление муниципального имущества Администрации города Муравленко (ИНН: 8906004016) нарушение части 3 статьи 63 и пункта 6 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Управление муниципального имущества Администрации города Муравленко (ИНН: 8906004016) предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 5.10.2017 N 04-01/441-2017 соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии: " "
Члены Комиссии: " "
" "
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 5 октября 2017 г. N 04-01/441-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2017