Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е.. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Кокутина А.Г. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: | ||
- Кутяновой Е.В.
- Ящерицына Е.Н.
- Плакидина Р.Ю.
- Шмелева Д.Ю. |
- |
представителя ООО "ТехМас" (доверенность б/н, от 02.10.2017),
- представителя Войсковой части 3797 (доверенность N6 от 02.10.2017),
- представителя Войсковой части 3797 (доверенность N7 от 02.10.2017),
- представителя Войсковой части 3797 (доверенность N5 от 02.10.2017), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехМас" (далее также - ООО "ТехМас", заявитель) о нарушении Войсковой частью 3797 (далее также - Войсковая часть 3797, заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку авиационных масел, смазок и специальных жидкостей, в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0332100037017000020 (далее по тексту - электронный аукцион),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "ТехМас" на действия Войсковой части 3797 при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку авиационных масел, смазок и специальных жидкостей, в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0332100037017000020.
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представитель ООО "ТехМас" на заседании комиссии Нижегородского УФАС России поддержал позицию и доводы, изложенные в жалобе, в полном объёме
Представители Войсковой части 3797, присутствовавшие на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России, с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, считают жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лица, участвующего при рассмотрении жалобы, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1). 11.09.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке АО "ЕЭТП" размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку авиационных масел, смазок и специальных жидкостей, в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0332100037017000020, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Войсковая часть 3797.
Оператором электронной площадки является АО "ЕЭТП".
Предметом контракта является поставка авиационных масел, смазок и специальных жидкостей, в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0332100037017000020, с начальной (максимальной) ценой контракта 15 075 478,00 рублей.
Источник финансирования - средства Федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа.
2). Согласно пункту 2) части 1 статьи 64 Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Инструкция по заполнению заявки в документации отсутствует.
Следовательно, допустив указанные ошибки при составлении документации данного электронного аукциона , Войсковая часть 3797 нарушила требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3). В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки определено заказчиком в Приложении N1 Спецификации к государственному контракту и Приложении N 2 Технического задания об электронном аукционе.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
4).Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 3 Технического задания (Приложение N2 к государственному контракту). Требование к качеству должно подтверждаться: 1) масло гидравлическое АМГ-10 по ГОСТ 6794-75 с изм. 1-5 в количестве 13 005 (тринадцать тысяч пять) кг, масло авиационное МС-8П по ОСТ 38.01163-78 изм.1-10 в количестве 2010 (две тысячи десять) кг, трансмиссионное масло для гипоидных передач ТСгип по ТУ 38.1011332-90 с изм. 1,2 в количестве 3036 (три тысячи тридцать шесть) кг. Продукция должна соответствовать документам, подтверждающим качество и сопровождаться при отгрузке оригиналами удостоверения военного представителя.
Аналогичные условия содержаться в проекте контракта, что соответствует части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, согласно которой в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Ограничение количества участников путем установления условий приемки изложенным образом не усматривается. Доказательств обратного заявителем при рассмотрении жалобы не предоставлено.
Кроме того, Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает следующее.
Требования к характеристикам закупаемого товара установлены в Приложении N 1 Спецификации к государственному контракту:
N п/п |
Наименование, характеристики товара |
Ед изм. |
Кол-во |
1 |
масло авиационное АМГ-10 по ГОСТ 6794-75 с изм. 1-5 |
кг. |
13 005 |
2 |
масло авиационное МС-8п по ОСТ 38.01163-78 изм.1-10 |
кг. |
2010 |
3 |
масло авиационное ТСгип по ТУ 38.1011332-90 с изм. 1,2 |
кг. |
3036 |
4 |
НЕФРАС-С 50/170 по ГОСТ 8505-80 |
кг. |
1040 |
5 |
смазка ЭРА по ТУ 38.101950-00 |
кг. |
100,5 |
6 |
смазка Циатим-221 по ГОСТ 9433-80 |
кг. |
100 |
7 |
смазка Циатим - 201 по ГОСТ 6267-74 |
кг. |
500 |
8 |
жидкость противообледенительной "Арктика" по ТУ 6-00-5763445-10-89 |
кг. |
3080 |
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заказчиком предполагается поставка авиационных масел, смазок и специальных жидкостей, требования к характеристикам которых установлены техническим регламентом, утвержденным Советом Евразийской экономической комиссии (решение от 20 июля 2012 г. N 59) "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям". В данной документации ссылка на технический регламент отсутствует.
При этом требование о соответствии техническому регламенту является обязательным для применения, не использование показателей в соответствии с требованиями технического регламента обязывает заказчика обосновывать необходимость использования таких показателей. В рассматриваемом случае такое обоснование отсутствует.
Каких-либо доказательств необходимости описания объекта закупки подобным образом документация не содержит, и при рассмотрении жалобы не представлено.
5). По смыслу части 5 статьи 63 и статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Заказчиком в пункте 22 Информационной карты электронного аукциона установлены
в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства". Но данное Постановление от 24 декабря 2013 N1224 утратило силу и является недействующим.
Следовательно заказчиком должны быть установлены запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.01.2017 N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства".
Таким образом, заказчик нарушил положения части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
6). Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
По смыслу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 9.5 проекта контракта установлено: Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, в размере 10 процентов цены контракта .
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта в полной мере не установлен соответствующий требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом (на случай если НМЦК будет снижена до 3 миллионов).
Также в проекте государственного контракта отсутствуют надлежащие условия об ответственности за просрочку исполнения в виде пени для заказчика и поставщика.
Следовательно, действия заказчика нарушают части 4,5,7,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
7). 02.10.2017 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.10.2017 N0332100037017000020-1.
В соответствии с протоколом от 02.10.2017 N0332100037017000020-1 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (29.09.2017 09:00) поступила 5 заявок на участие в электронном аукционе, которой оператором электронной площадки присвоены соответствующие порядковые номера.
Обществу с ограниченной ответственностью "ТехМас" (заявка N 4) отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе- непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 и не соответствие требованием пункта 3 Приложения N2 проекта Государственного контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом а) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
Согласно подпункту б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 3 Приложения 2 Проекта Государственного контракта заказчиком установлены следующие требования: Требования к качеству должно подтверждаться: масло гидравлическое АМГ-10 по ГОСТ 6794-75 с изм. 1-5 в количестве 13 005 (тринадцать тысяч пять) кг, масло авиационное МС-8П по ОСТ 38.01163-78 изм.1-10 в количестве 2010 (две тысячи десять) кг, трансмиссионное масло для гипоидных передач ТСгип по ТУ 38.1011332-90 с изм. 1,2 в количестве 3036 (три тысячи тридцать шесть) кг. Продукция должна соответствовать документам, подтверждающим качество и сопровождаться при отгрузке оригиналами удостоверения военного представителя и оригиналом сертификата завода - изготовителя (паспорта качества), с обязательной отметкой военного представителя МО РФ на указанный объем, и техническому регламенту, действующему на момент исполнения обязательств.
Из анализа заявки заявителя следует: участник указал в своей заявке, что продукция соответствует документам, подтверждающим качество и сопровождается при отгрузке оригиналами сертификата завода- изготовителя (паспорт качества).То есть заявка заявителя не содержит указание, что при отгрузке товар будет сопровождаться удостоверением военного представителя МО РФ.
Между тем данный показатель (требование о предоставлении документов, а именно удостоверения военного представительства при отгрузке товара) не является показателем, позволяющим определить соответствие товара потребностям заказчика, определен в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок и поэтому не должен предоставляться участником в первой части заявки.
Данное условие является существенным условием контраста в соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и не может быть изменено по усмотрению участника.
Таким образом, аукционная комиссия заказчика, отказав в допуске к участию в электронном аукционе участнику, подавшему заявку под порядковым номером 4 (заявитель) по основаниям, указанным в протоколе, нарушила требования части 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
8) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку нарушения части 1 статьи 33, частей 4,5,7,8 статьи 34, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком, повлияли на результаты закупки, поэтому данные нарушения могут быть устранены только путем внесения изменений в извещение, аукционную документацию, в связи с чем - протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, подлежат отмене.
В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (АО "ЕЭТП").
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок.
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехМас" о нарушении Войсковой части 3797 требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку авиационных масел, смазок и специальных жидкостей, в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0332100037017000020 необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33, частей 4,5,7,8, статьи 34, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" предписание об устранении нарушений.
4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частями 2, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А.Шумилов
Члены комиссии С.Е.Кирьякова
А.Г.Кокутина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 3 октября 2017 г. N 2067
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017