Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Нерюнгринская мониторинговая компания" (далее также - ООО "НМК", заявитель): Урупа А.С, (директор);
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - аукционная комиссия, Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якуьская городская клиническая больница" (далее также - ГБУ РС(Я) "ЯГКБ", заказчик): Куркутов В.С. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "НМК" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (СОУЭ) на объектах ГБУ РС (Я) "Якутская городская клиническая больница" (изв. N 0116200007917008606), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "НМК" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (СОУЭ) на объектах ГБУ РС (Я) "Якутская городская клиническая больница" (изв. N 0116200007917008606).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
Из жалобы ООО "НМК" следует, что заявителем обжалуются действия аукционной комиссии Госкомзакупок РС(Я) по признанию второй части заявки ООО "НМК" не соответствующей требованиям аукционной документации.
Указывают, что вторая часть заявки заявителя была неправомерно признана не соответствующей требованиям аукционной документации в связи с тем, что в заявке отсутствовала декларация об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята) и соответствию требованиям, установленным пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Подчеркивают, что пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренных статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменении в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
По мнению заявителя допущенная законодателем формулировка и (или) позволяет участникам закупки декларировать либо отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики, либо отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренных статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята).
Установленное заказчиком требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренных статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята) не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Указывают, что из смысла части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе не следует, что аукционная комиссия вправе признать заявку участника закупки не соответствующей требованиям аукционной документации в связи с непредставлением информации, предусмотренной пунктом 7.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать аукционной комиссии уполномоченного органа предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель аукционной комиссии уполномоченного органа с жалобой ООО "НМК" не согласилась и пояснил следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичное требование установлено в инструкции по заполнению второй части заявки. Пункт 32 Информационной карты содержит в себе следующее: "требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ - установлено".
Согласно пунктам 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявка ООО "НМК" содержит в себе декларацию, при этом, в указанном документе не продекларировано отсутствие у ООО "НМК" судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 УК РФ, и не привлечении ООО "НМК" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке.
При таких обстоятельствах, аукционная комиссия уполномоченного органа обоснованно отклонила заявку ООО "НМК".
Просит признать жалобу ООО "НМК" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Представитель заказчика поддержал позицию уполномоченного органа и пояснил, что устанавливая требования к участникам закупки, заказчик исходил из необходимости исключения из числа участников закупки физических лиц, которые имеют судимость за преступления в сфере экономики и преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и хозяйствующих субъектов - юридических лица, которые привлекались, в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также руководители, члены коллегиальных исполнительных органов, лица, исполняющие функции единоличных исполнительных органов, или главных бухгалтеров, имеют судимость за преступления в сфере экономики и преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Считает действия аукционной комиссии уполномоченного органа праовмерными.
Просит признать жалобу ООО "НМК" необоснованной.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.08.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 818 681,33 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
6) в ходе электронного аукциона ценовые предложения поступили от 7-ми участников закупки;
7) вторые части участников закупки с номерами заявок 2 и 7 (ООО "НМК") признаны не соответствующими требованиям аукционной документации, заявки остальных участников признаны соответствующими таким требованиям.
8) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "НМК" необоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0116200007917008606-3 от 19 сентября 2017 года основанием для признания второй части заявки заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации явилось следующее:
"На основании п.1 ч.6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ признать заявку несоответствующей в связи с непредставлением документов, информации, предусмотренных документацией ЭА.
Участником не представлены документы, предусмотренные п.32 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе (Декларация о соответствии требованиям к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктом 7 отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).".
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Соответствующие требования на основании указанных положений Закона о контрактной системе установлены в пункте 32 "Требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ" части 1 "Информационная карта" аукционной документации.
Проанализировав вторую часть заявки ООО "НМК" Комиссия установила отсутствие в декларации о соответствии участника закупки заявления о соответствии пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части отсутствия у участника закупки - физического лица судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята) и пункту 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Доводы заявителя о том, что достаточно декларирования отсутствия судимости в сфере экономических преступлений не состоятельны, поскольку преступления, определенные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, относятся к разделу X "Преступления против государственной власти" УК РФ, тогда как преступления в сфере экономики отнесены к иному, одноименному разделу УК РФ.
Таким образом, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и положения документации рассматриваемого электронного аукциона содержат императивное указание об обязанности участников закупки по декларированию соответствия требованиям пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в составе вторых частей своих заявок.
Действующая редакция пункта 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе введены Федеральным законом от 28.12.2016 N489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно пояснительной записке к проекту данного Федерального закона реализация законопроекта создаст конкурентные преимущества для тех юридических лиц (участников закупки), которые приняли необходимые меры по предупреждению коррупции и не допустили фактов незаконного вознаграждения от имени юридического лица. В заключении от 14.10.2016 N3.8-6/16 Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству по проекту данного Федерального закона указано, что законопроектом предлагается внести изменения в статью 31 Федерального закона в части дополнения единых требований, предъявляемых к участнику закупки, а именно установить в качестве требований отсутствие у участника закупки судимости не только за преступления в сфере экономики, но и за преступления, предусмотренные статьями 289 "Незаконное участие в предпринимательской деятельности", 290 "Получение взятки", 291 "Дача взятки" и 291.1 "Посредничество во взяточничестве" Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, воля законодателя данными поправками направлена на исключение из числа участников закупок лиц, судимых за коррупционные преступления.
При изложенных обстоятельствах, действия аукционной комиссии Госкомзакупок РС(Я) по признанию второй части заявки участника закупки ООО "НМК", не продекларировавшего отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица-участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 УК РФ, и не привлечении ООО "НМК" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке, не соответствующей требованиям аукционной документации, являются правомерными и не противоречат положениям законодательства о контрактной системе. Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "НМК" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (СОУЭ) на объектах ГБУ РС (Я) "Якутская городская клиническая больница" (изв. N 0116200007917008606) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: М.Н. Мохначевская
Члены комиссии: Н.Н. Яцкова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 октября 2017 г. N 06-1068/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2017