Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ДИЛАР" (далее также - ООО "ДИЛАР"): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности);
от заказчика Муниципального бюджетного учреждения "Центр культуры "Кыталык" с. Маймага" Муниципального образования "Маймагинский наслег" Намского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее - МБУ "ЦК "Кыталык" с. Маймага" МО "Маймагинский наслег" Намского улуса района РС (Я), заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "ДИЛАР" на действия заказчика МБУ "ЦК "Кыталык" с. Маймага" МО "Маймагинский наслег" Намского улуса района РС (Я), уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на строительство КСК (изв. N 0116200007917009027), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ДИЛАР" на действия заказчика МБУ "ЦК "Кыталык" с. Маймага" МО "Маймагинский наслег" Намского улуса района РС (Я), уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на строительство КСК (изв. N 0116200007917009027).
Из текста жалобы ООО "ДИЛАР" следует:
1. В нарушение требований Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки по позиции 1 "Двутавры стальные горячекатаные" установлены излишние требования к характеристикам данного товара, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара, а именно показатель "радиус внутреннего закругления" необходим для построения калибров и на готовом прокате не контролируется.
2. В нарушение требований Закона о контрактной системе заказчиком при описании объекта закупки не использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Просит признать жалобу обоснованной.
Представитель уполномоченного органа пояснила, что с жалобой заявителя не согласна, поддерживает письменные пояснения в полном объеме.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" - 08.09.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 669 567,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки.
6) на момент рассмотрения дела электронный аукцион не проведен.
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ДИЛАР" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части установления в описании объекта закупки излишних требований к товарам/материалам, используемым при выполнении работ, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из материалов дела, в пункте 1 таблицы "Требования к материалам" части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено следующее, в том числе:
1. |
Двутавры стальные горячекатанные |
Высота, мм |
Не более 330 |
Не менее 28 шт. |
Ширина полки, мм |
Не менее 90 |
|||
Толщина стенки, мм |
Не менее 5 |
|||
Радиус внутреннего закругления, мм |
Не более 13 |
|||
Площадь поперечного сечения, см2 |
Не более 6 |
|||
Масса 1 м, кг |
Не более 50 |
|||
Длина, м |
От 2 до 12 |
В своей жалобе заявитель указывает, что показатель "Радиус внутреннего закругления" необходим для построения калибров и на готовом прокате не контролируется, в связи с чем, данное требование является излишним.
При этом, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В разделе 2 части 1 "Информационная карта" приведена инструкция, в том числе по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно пункту 1.2.1, если часть 2 "Описание объекта закупки" не содержит таблицу или перечень "Требования к основным используемым товарам" участником закупки дается только согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (пункт 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Как установлено из материалов дела, часть 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, таблицу/перечень "Требования к основным используемым товарам" не содержит, следовательно, в силу положений аукционной документации, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в рамках данного электронного аукциона участникам закупки необходимо представить только согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Таким образом, от участников закупки, рамках данного электронного аукциона, не требуется подробно описывать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов, следовательно, заявленные в жалобе доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, заявителем не представлено доказательств того, значения показателя "Радиус внутреннего закругления" является показателем технологии производства, испытания товара, и (или) становится известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, данный довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
2. Довод в части не использования заказчиком при описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Как установлено ранее, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Как следует из материалов дела, в пункте 1 таблицы "Требования к материалам" части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено следующее, в том числе:
1. |
Двутавры стальные горячекатанные |
Высота, мм |
Не более 330 |
Не менее 28 шт. |
Ширина полки, мм |
Не менее 90 |
|||
Толщина стенки, мм |
Не менее 5 |
|||
Радиус внутреннего закругления, мм |
Не более 13 |
|||
Площадь поперечного сечения, см2 |
Не более 6 |
|||
Масса 1 м, кг |
Не более 50 |
|||
Длина, м |
От 2 до 12 |
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 8239-89 "Двутавры стальные горячекатаные. Сортамент" является действующим, при этом, согласно таблице 1 ГОСТ 8239-89 "Двутавры стальные горячекатаные. Сортамент" площадь поперечного сечения имеет значение показателя от 12,0 см2 и выше, то есть 12,0 см2 является наименьшим значением показателя.
Вместе с тем, как следует из вышеуказанной таблицы "Требования к материалам" части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлено требование к показателю площадь поперечного сечения "не более 6", что не соответствует действующему стандарту.
Также в таблице "Требования к материалам" части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено следующее, в том числе:
21. |
Сталь листовая |
Описание |
Углеродистая марки ВСт3пс5 |
Не менее 263 кг. |
Толщина, мм |
Не более 20 |
Марки стали определены в ГОСТ 380-2005 "Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки", который, согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru, является действующим, при этом, указанным ГОСТом марка стали ВСт3пс5 не предусмотрена.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки содержит показатели, которые не соответствуют действующим техническим регламентам
Данный довод жалобы признан обоснованным.
Вместе с тем, согласно материалам дела данное нарушение на результат проведения закупки не повлияло.
Жалоба ООО "ДИЛАР" признана обоснованной частично.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ДИЛАР" на действия заказчика МБУ "ЦК "Кыталык" с. Маймага" МО "Маймагинский наслег" Намского улуса района РС (Я), уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на строительство КСК (изв. N 0116200007917009027) частично обоснованной, в части не использования заказчиком при описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
2. Признать заказчика МБУ "ЦК "Кыталык" с. Маймага" МО "Маймагинский наслег" Намского улуса района РС (Я) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки, предписание об устранении нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: Н.Н. Яцкова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 октября 2017 г. N 06-1072/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2017