Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
"_"
Рассмотрев информацию, поступившую от Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, содержащую признаки нарушения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при заключении государственного контракта N01-07/2017 от 07.07.2017 года с САО "ВСК" на государственное личное страхование работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службу Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан и подведомственных ему учреждений и в соответствии с п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе и Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N 463 от 27.09.2017 года,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 14.09.2017 года (вх.N12306) поступила информация, содержащая признаки нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Законом о контрактной системе предусмотрено, что контроль в сфере закупок осуществляют органы контроля в пределах их полномочий.
В рамках наделенных полномочий, Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) провела проверку осуществления закупки и установила следующее.
В соответствии с ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Распоряжением Главного управления от 04.05.2017 года N17 определено осуществить закупку путем проведения открытого конкурса на сумму 1 387 000 рублей.
22.05.2017 года Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение и документация о проведении открытого конкурса N 0101100007317000020 Государственное личное страхование работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службу Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан и подведомственных ему учреждений.
Согласно протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 15.06.2017 года до истечения окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе подана одна заявка (САО "ВСК).
В соответствии с ч.13 ст.51 Закона о контрактной системе в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка на участие в открытом конкурсе или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся.
Согласно требованиям ч.6 ст.52 Закона о контрактной системе в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в протокол вскрытия конвертов вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
Соответствующая запись отражена и в вышеуказанном протоколе.
Частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу положения ч.4 ст.53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Положениями ч.11 ст.53 Закона о контрактной системе регламентировано, что результаты рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе на предмет ее соответствия требованиям конкурсной документации фиксируются в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе.
Согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 19.06.2017 года заявка единственного участника закупки САО "ВСК" признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
Как следует из п.1 ч.1 ст.55 Закона о контрактной системе, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 настоящего Федерального закона, в том числе, если конкурс признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному ч.13 ст.51 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации.
Так, согласно п.25 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае также признания несостоявшимися открытого конкурса, в соответствии с ч.1 и 7 ст.55 настоящего Федерального закона. Согласование заключения контракта в указанных случаях проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, или в случаях, предусмотренных ч.4 и 5 ст.15 настоящего Федерального закона, в срок не более чем двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 года N 189 утвержден Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком.
Согласно п.3 Порядка для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 Федерального закона заявитель направляет в соответствии с требованиями настоящего Порядка письменное обращение, подписанное руководителем заявителя или его заместителем в целях обеспечения нужд субъекта Российской Федерации - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 5 указанного Порядка определено перечень информации и документов, которые должны быть приложены в составе соответствующего обращения.
Вместе с тем, в нарушение вышеупомянутых положений Порядка, норм Закона о контрактной системе, Заказчиком не осуществлена процедура согласования закупки у единственного исполнителя в лице САО "ВСК". В сроки, определенные положениями Закона о контрактной системе, Заказчиком не направлено обращение, содержащее информацию и документы, предусмотренную Порядком, о согласовании заключения контракта с единственным исполнителем САО "ВСК". 07.07.2017 года между Заказчиком и САО "ВСК" заключен контракт N 01-07/2017 с присвоением реестровой записи контракта N 1027810643317000034.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушено положение п.25 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.
Данное обстоятельство содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2.1 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе в результате проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая, что процедура определения исполнителя завершена, сторонами заключен контракт, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика в лице Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан установлено нарушение п.25 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выдавать.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 9 октября 2017 г. N ВП-157/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2017