Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 октября 2017 г. N ПГОЗ-138/17 РЕШЕНИЕ N ПГОЗ-138/17
по результатам проведения внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
17.10.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Д-Групп" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действияхУправления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Единая электроннаяторговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта навыбор генерального подрядчика на строительство объекта "Строительство межмуниципального отдела МВД России "Пестовский" с изолятором временного содержания на 25 мест г. Пестово Новгородской области"(номер извещения 0350100007317000048) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе условие о поэтапной оплате выполненных работ;
2) установившего в нарушение Закона о контрактной системе в документации об Аукционе излишние требования к показателям товаров "Кирпич. Тип 2", "Бетон. Тип 1", "Бетон. Тип 2", "Бетон. Тип 3", "Эмаль", "Грунтовка".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.09.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 30 000 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 05.10.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 06.10.2017;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 09.10.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "НКМ-СТРОЙ" с предложением о цене контракта - 25 050 000 руб.
1. В соответствии с частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Согласно части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Пунктом 4.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Заказчик обязуется оплатить выполненные Работы в срок не более 30 (Тридцати) дней с даты подписания уполномоченным представителем Заказчика Акта о приемке выполненных Работ формы N КС-2".
В пункте 7.25 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "общий журнал работ, акт о приемке выполненных работ за отчетный период, справку о стоимости выполненных работ и затратах Подрядчик предоставляет Заказчику с сопроводительным письмом в срок не позднее 25 числа отчетного месяца".
В соответствии с пунктом 4.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе "для подписания документа о приемке Подрядчик направляет Заказчику надлежаще оформленные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и иную документацию: акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2; справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3; счета и счета-фактуры; акты сверки расчетов; реестр смонтированного оборудования. Оплата Работ по Контракту осуществляется Заказчиком за фактически выполненные Работы в безналичном порядке на основании подписанных уполномоченными представителями Сторон Акта о приемке выполненных Работ формы N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3, счета на оплату и счета-фактуры".
Согласно изложенному, Комиссия приходит к выводу о том, что проект государственного контракта документации об Аукционе содержит условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно обращению Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе установлены избыточные требования ктоварам, а также показатели к поставляемым товарам, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе и ограничивает количество участников закупки.
Приложением N 4 "Технические характеристики строительных материалов и оборудования" документации об Аукционе установлены требования к техническим, функциональным и эксплуатационных характеристиках требуемых к поставке товаров. Так, например, для товара "Кирпич. Тип 2"установлены следующие требования к характеристикам: "Должен соответствовать ГОСТ 530-2012.Показатель средней плотности изделия 2,0 или 1,4". Для товара "Бетон. Тип 1" установлено: "Должен соответствовать ГОСТ 26633-2015. Класс прочности на сжатие В7,5. Марка по морозостойкости должна быть не менее F150". Для товара "Бетон. Тип 2" установлено: "Должен соответствовать ГОСТ 26633-2015. Класс прочности на сжатие В15. Марка по морозостойкости должна быть не менее F150". Для товара "Бетон. Тип 3" установлено: "Должен соответствовать ГОСТ 26633-2015. Класс прочности на сжатие В20. Марка по морозостойкости должна быть не менее F150".
Разделом 9 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе установлено, чтов первой части заявки участник электронного аукциона должен указать: "Обязательно - конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 4 к аукционной документации. Сведения о товарах, используемых при выполнении работ, предоставляемые в первой части заявки, должны содержать конкретные, не допускающие двусмысленного толкования показатели, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 4 к аукционной документации. Первая часть заявки на участие в Аукционе не должна содержать оборотов "или", "или эквивалент", "не более", "не менее", "должен быть" и т.п. оборотов, не позволяющих однозначно определить значение показателей (за исключением случаев, когда оборот "не более" или "не менее" содержится в наименовании показателя и заключен в "кавычки)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требование об указании конкретных значений поставляемых кирпича и бетона установлены, исходя из потребностей Заказчика.
Кроме того, установленные Заказчиком в документации об Аукционе характеристики кирпича и бетона общедоступны на сайтах производителей кирпича и бетона, с указанием характеристик лабораторных испытаний, проводимых производителем.
Таким образом, конкретные характеристики требуемых к поставке Заказчиком кирпича и бетона известны, и проведение дополнительных лабораторных испытаний для заполнения заявки на участие в Аукционе не требуется.
Кроме того, Комиссией установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе указаны требования к характеристикам товаров не противоречащие требованиям ГОСТ, которым должны соответствоватьуказанные товары согласно документации об Аукционе.
Вместе с тем,в приложении N 4 "Техническое задание" документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, так например: "Эмаль: Эластичность пленки при изгибе: не более 1 мм. Время высыхания до степени 3 при температуре 20 °С: не более 24 часов. Грунтовка:Эластичность пленки при изгибе: не более 1 мм. Время высыхания до степени 3 при температуре 20°С: не более 24 часов".
При этом к товарам установлено требование о соответствии ГОСТ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Вместе с тем, требование инструкции об указании конкретных значений по данным показателям противоречит положениям ГОСТ на соответствующие товары.
Комиссия приходит к выводу о том, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведений о показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для преставления подробных сведений о нем.
На основании изложенного, установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе не позволяет надлежащим образом заполнить такую заявку, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты Аукциона, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 октября 2017 г. N ПГОЗ-138/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2017