Резолютивная часть объявлена 12 сентября 2017 года Изготовлено в полном объеме 15 сентября 2017 года |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
Председатель Комиссии |
|
|
Член Комиссии |
||
|
Член Комиссии |
||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", Общество) |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют, надлежаще уведомлено о времени и месте рассмотрения дела |
||
Заказчик |
Областное казенное учреждение "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области" (далее - ОКУ "Комитет автодорог Курской области") |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
|
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||
Закупка N |
0144200001817000211 |
||
Объект закупки |
"Выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Курск - Касторное" - Семидесный в Курском районе Курской области" |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
8 980 629 руб. 00 коп. |
Доводы жалобы:
по мнению заявителя, извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
1. В нарушение п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе..." в извещении о проведении электронного аукциона заказчик не указал о наличии обязательных требований, установленных законодательством РФ, к участникам закупки, а именно о необходимости членства участников закупки в саморегулируемой организации в области строительств, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2. Учитывая начальную (максимальную) цену контракта, установленные в проекте контракта аукционной документации заказчика антидемпинговые меры не соответствуют положениям ст.37 ФЗ "О контрактной системе...".
Доводы возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- в письменных пояснениях, представленных заказчиком в материалы дела, а также в ходе рассмотрения настоящего дела, заказчик, представители заказчика не согласились с доводами жалобы ООО "Перспектива", указав, что извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация заказчика соответствуют требованиям законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, размещенными на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.roseltorg.ru (далее - АО "ЕЭТП") и на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС):
- 22.08.2017 г. - дата размещения извещения;
- 07.09.2017 г. - дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- запросов заказчику о разъяснении положений документации об электронном аукционе от участников закупки не поступало;
- на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка с порядковым номером 1 (Закрытое Акционерное Общество "Автодор"). По итогам рассмотрения поступившей заявки аукционная комиссия ОКУ "Комитет автодорог Курской области" признала ее соответствующей требованиям ФЗ "О контрактной системе..." и документации об аукционе. Электронный аукцион N0144200001817000211 признан аукционной комиссией заказчика несостоявшимся.
На дату рассмотрения Комиссией настоящего дела государственный контракт заказчиком не заключен.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии действующих (-щего) разрешительных документов (например, выписка из реестра членов саморегулируемой организации, выданная саморегулируемой организацией, лицензия).
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Как установлено ч.2.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Таким образом, при начальной (максимальной) цене контракта свыше трех миллионов рублей, участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, подтверждением чего, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, является действующая в течении одного месяца с даты выдачи саморегулируемой организацией выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, размещенному в ЕИС 22.08.2017 г., аукционной документации, объектом закупки являются работы по строительству автомобильной дороги.
В п.1 раздела "Требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона, сформированного с использованием интерфейса электронной площадки АО "ЕЭТП", заказчиком установлено: "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
В соответствии с Приложением к настоящему извещению.";
- по тексту электронного файла с наименованием "Приложение к извещению - Единые требования по ч 1. ст 31 44-ФЗ (на сайт).doc", размещенного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в составе извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0144200001817000211, заказчиком установлено: "При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Документом, подтверждающим членство участника закупки в саморегулируемой организации, является выписка из реестра членов саморегулируемой организации."
Таким образом, первый довод жалобы ООО "Перспектива" Комиссия признает необоснованным.
2. В силу ч.2 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_", если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч.1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_", или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч.3 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_".
Частью 1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно извещения о проведении электронного аукциона N0144200001817000211 заказчика начальная (максимальная) цена контракта составляет менее пятнадцати миллионов рублей - 8 980 629 (восемь миллионов девятьсот восемьдесят тысяч шестьсот двадцать девять) рублей 00 копеек.
В п.п.9.1, 9.1.1, 9.3 проекта государственного контракта аукционной документации заказчиком предусмотрено следующее:
"9.1. Обеспечение исполнения настоящего Контракта составляет 898 062 (восемьсот девяносто восемь тысяч шестьдесят два) рубля 90 копеек и предоставляется Подрядчиком до подписания настоящего Контракта.
9.1.1. Если Подрядчиком предложена цена Контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Контракт заключается только после предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения Контракта в размере 1 347 094 (один миллион триста сорок семь тысяч девяносто четыре) рубля 35 копеек, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта.
9.3. Контракт заключается только после предоставления Подрядчиком, с которым заключается Контракт, обеспечения исполнения Контракта в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком, либо передачи Заказчику в залог денежных средств, в размере обеспечения исполнения Контракта, установленном документацией об аукционе в электронной форме и пунктом 9.1. или пунктом 9.1.1. Контракта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"."
Таким образом, исходя из начальной (максимальной) цены контракта, условие, включенное заказчиком в п.п.9.1, 9.1.1, 9.3 проекта государственного контракта аукционной документации, не соответствует ч.2 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_".
При таких обстоятельствах, довод жалобы N2 является обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссией также установлено:
1). Как подтверждается материалами настоящего дела, предметом закупки является выполнение работ по строительству.
В соответствии с ч.2 ст. 110.2 ФЗ "О контрактной системе..." Правительство РФ вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570) Правительством РФ утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Подпунктами "а" и "б" п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке:
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных пп."а" п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.
В п.9 раздела 1 "ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ" аукционной документации заказчик установил условия выполнения работ, а именно:
"Подрядчик обязан организовать и координировать работы по строительству объекта и обеспечить выполнение работ самостоятельно и (ши) с привлечением других лиц - субподрядчиков.
Возможные виды и объемы работ по строительству объекта, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570:
1. Подготовительные работы;
2. Земляные работы;
24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог;
25. Работы по обустройству автомобшьной дороги.
Конкретные виды и объемы работ из числа вышеперечисленных возможных видов работ по строительству объекта, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, определяются по предложению Подрядчика и включаются в государственный контракт, - исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: 15 процентов цены государственного контракта.
Установленная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 обязанность Подрядчика выполнить работы по строительству объекта самостоятельно без привлечения других лиц в размере 15 процентов цены государственного контракта - не лишает Подрядчика права выполнить работы самостоятельно полностью или в размере, превышающем 15 процентов цены государственного контракта."
ФЗ "О контрактной системе..." не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупки. Возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570, подлежат включению заказчиком непосредственно в документацию о закупке, а так же в проект контракта, прилагаемый к аукционной документации и являющийся ее неотъемлемой частью.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предметом закупки является строительство, заказчиком, в аукционной документации, в нарушение Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570, не указаны возможные объемы работ, предусмотренные и входящие в перечень работ, которые необходимо выполнить при исполнении государственного контракта, а перечислены только виды таких работ.
2). В соответствии с ч.13.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_" срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 (тридцати) дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 ФЗ "О контрактной системе_", за исключением случая, указанного в ч.8 ст.30 ФЗ "О контрактной системе_", а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Таким образом, п.6.17 проекта государственного контракта аукционной документации заказчика, где указано, что "Срок оплаты определяется датой проводки платежных документов через казначейство по исполнению бюджета Заказчика", установлен ОКУ "Комитет автодорог Курской области" в нарушение ч.13.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_".
Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на действия заказчика - Областного казенного учреждения "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области" обоснованной в части нарушения требований ч.2 ст.37 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать заказчика - Областное казенное учреждение "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области" нарушившим требования ч.2 ст.37, ч.13.1 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
3. Выдать заказчику - Областному казенному учреждению "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области" предписание об устранении допущенных нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
4. Передать материалы дела N244/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российский Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 12 сентября 2017 г. N 244/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2017