Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Заказчик):
ООО "ТехноТерра" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24026-ЭП/17 от 09.10.2017) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по комплексному экологическому обследованию Дудергофских озер (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 08.09.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200001617000097. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 501 334,97 рублей.
Заявитель в жалобе указал на основании сведений, содержащихся в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 04.10.2017 NПРО1, на рассмотрение и оценку его конкурсной заявки не в соответствии с порядком оценки, установленным в документации о закупке.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 04.10.2017 NПРО1 конкурсная комиссия Заказчика указала положения документации о закупке и конкурсные предложения участников закупки. В протоколе также указано, что конкурсной заявке Заявителя по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема, выраженный в количестве заключенных и исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) по выполнению комплексного экологического обследования водных объектов за период с 01.01.2012 по 31.12.2016 г." присвоено 15,88 баллов.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно разделу 14 Части II документации о закупке Заказчиком установлен следующий порядок оценки по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема, выраженный в количестве заключенных и исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) по выполнению комплексного экологического обследования водных объектов за период с 01.01.2012 по 31.12.2016 г., руб.": "Количество баллов, присуждаемых i-й заявке участника по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема, выраженный в количестве заключенных и исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) по выполнению комплексного экологического обследования водных объектов за период с 01.01.2012 по 31.12.2016 г., руб.", определяется по формуле:
НЦБi = Ki/Kmax * Z1 * 100,
где:
Ki - предложение участника по показателю "опыт участника по успешному успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема, выраженный в количестве заключенных и исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) по выполнению комплексного экологического обследования водных объектов за период с 01.01.2012 по 31.12.2016 г., руб.";
Kmax- максимальное предложение из предложений по показателю "опыт участника успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема, выраженный в количестве заключенных и исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) по выполнению комплексного экологического обследования водных объектов за период с 01.01.2012 по 31.12.2016 г., руб.", сделанных участниками конкурса;
Z1 - значимость показателя.
Дробное значение НЦБi, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Значение показателя "опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема, выраженный в количестве заключенных и исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) по выполнению комплексного экологического обследования водных объектов за период с 01.01.2012 по 31.12.2016 г., руб.", должно быть подтверждено участником конкурса, представленными в составе заявки на участие в конкурсе копиями заключенных и исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) по выполнению комплексного экологического обследования водных объектов за период с 01.01.2012 по 31.12.2016 г., руб. со всеми приложениями, изменениями и актами сдачи-приемки работ по таким контрактам (договорам).
В случае отсутствия в составе заявки копий заключенных и исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) по выполнению комплексного экологического обследования водных объектов за период с 01.01.2012 по 31.12.2016 г., руб.со всеми приложениями, изменениями и актами сдачи-приемки работ по таким контрактам (договорам) заявленные участником сведения в форме "Опыт участника конкурса" (приложение N 3 к специальной части) учтены не будут.
Работами (услугами) сопоставимого характера и объема предмету конкурса будут считаться работы (услуги) по выполнению комплексного экологического обследования водных объектов не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Работами (услуг) сопоставимого характера и объема предмету конкурса будут считаться работы по выполнению комплексного экологического обследования водных объектов не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) по следующим направлениям работ (услуг):
проведение геолого-геофизических исследований водных объектов;
проведение гидрологических исследований водных объектов;
проведение гидрохимических исследований водных объектов.".
Заявителем в конкурсной заявке представлены 8 контрактов для оценки заявки по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема, выраженный в количестве заключенных и исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) по выполнению комплексного экологического обследования водных объектов за период с 01.01.2012 по 31.12.2016 г., руб.".
Согласно пояснениям Заказчика, часть из представленных Заявителем контрактов не соответствуют требованиям документации о закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;
2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
Комиссия УФАС установила, что протокол не содержит порядок оценки конкурсных заявок участников, в том числе основания для присвоения каждой из заявок соответствующего количества баллов, что не позволяет определить правомерность проведения оценки конкурсных заявок участников закупки.
Наличие в протоколе положений документации о закупке не свидетельствует о применении порядка оценки в соответствии с данными положениями. Отсутствие в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 04.10.2017 NПРО1 оснований начисления баллов по каждому из показателей не позволяет определить участникам закупки порядок применения оценки, а также не позволяет надлежащим образом обжаловать действия конкурсной комиссии Заказчика в случае несогласия с применением порядка оценки с целью защиты нарушенных прав.
В действиях конкурсной комиссии Заказчика выявлено нарушение п. 5 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе в части формирования протокола рассмотрения и оценки заявок не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
Выявленное в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения путем повторного формирования протокола рассмотрения и оценки заявок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТехноТерра" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение п. 5 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 октября 2017 г. N 44-3984/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2017