Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Психоневрологический интернат N1" (далее - Заказчик):
ООО "Строительная компания "Фаворит" (далее - Заявитель): Даньшина К.Ю. по доверенности;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24039-ЭП/17 от 09.10.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения в помещениях и на прилегающей территории СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N1" по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, ул. Мира, д.6 (первая очередь) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции о рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 22.09.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200192117000057. Начальная (максимальная) цена контракта - 18 000 000, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушение, по его мнению, Заказчиком норм Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Изучив информацию, представленную Заказчиком, а также информацию и документы, размещенные в ЕИС, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Например, согласно п. 8 "Краски тип 1" Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Время высыхания при температуре (202) °С до степени 3 более 20 ч. Марка должна быть МА-015 сурик железный, МА-015 мумия", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8292-85.
Согласно ГОСТ 8292-85 у краски марок МА-015 сурик железный, МА-015 мумия показатель "Время высыхания при температуре (202) °С до степени 3" должен быть не более 24 ч.
Таким образом, технические характеристики товара "Краски тип 1" установлены Заказчиком таким образом, который позволяет участникам закупки представить значение не соответствующие государственному стандарту, указание на который содержится в аукционной документации
Следовательно, Заказчиком в документации о закупке установлен нестандартный показатель без обоснования необходимости использования такого показателя.
В действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, данный довод жалобы является обоснованным.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
В результате внеплановой проверки закупки установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товарам, которые используються при выполнении работ, так по позиции N 35 "IP- камера тип 4" Заказчиком указаны следующие значения: "Габаритные размеры (ДхШхВ) должны быть менее 100x95-100x55 мм. Габаритные размеры (ДхШхВ) Должны быть менее 100x95x50 мм". Аналогичное противоречивое описание требований к габаритным размерам товара указано Заказчиком в позиции N 25.
Таким образом, по вышеуказанным позициям Заказчиком установлены противоречивые требования к габаритным размерам товара, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчиком, 05.10.2017 размещен ответ на запрос за разъяснениями положений документации о закупке следующего содержания: "Заказчиком установлено требование к показателю "Длина" с разными значениями. Просим разъяснить, какое из требований Заказчика к показателю "длина" является верным - не более 485 мм или не более 19 мм? Ответ: в указанном случае, при размещении документации о закупке допущена техническая опечатка. Следует читать Габаритные размеры (ШхДхВ). Сообщаем, что комиссия по осуществлению закупок Заказчика не будет производить рассмотрение первых частей заявок по указанному значению".
Таким образом, Заказчик в ответе на запрос изменил суть аукционной документации, указав на то, что характеристика товара не будет учитываться при рассмотрении первых частей заявок.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания "Фаворит" обоснованной в части доводов об установлении нестандартных требований к товарам, которые используются при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 5 ст. 65, п. 1 .ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 октября 2017 г. N 44-4032/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2017