Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова" (далее - Заказчик):
ООО "Виктория 7" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24406-ЭП/17 от 12.10.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений второго этажа радиологического корпуса (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 06.10.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100048817000474. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 982 073,88 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
1. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке необъективного описания объекта закупки и установление нестандартных требований к конкретным показателям товаров.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Например, согласно п. 5 "Пропан П. 5, 13" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товарам: "Назначение: Должен применятся в качестве топлива для автомобильного транспорта и/или моторного топлива и/или для коммунально-бытового -потребления и/или в промышленности. Массовая доля компанентов: сумма метана, этана и этилена 6......12 %. сумма пропана и пропилена: Не более 38 %. в том числе пропан [85_10] или [50_10] или[35_ 10] %. Сумма непредельных углеводородов: Не более 6 %. Обьемная доля жидкого остатка при 20°С : >1,6* %.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 52087-2003 (п. 5.3 инструкции по заполнению заявки).
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 52087-2003 "Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия" по физико-химическим и эксплуатационным показателям сжиженные газы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 2:
Наименование показателя |
Норма для марки |
||||
|
ПТ |
ПА |
ПБА |
ПБТ |
БТ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 Массовая доля компонентов, %: |
|
|
|
|
|
сумма метана, этана и этилена |
Не нормируется |
||||
сумма пропана и пропилена, не менее |
75 |
- |
- |
Не нормируется |
|
в том числе пропана |
- |
85_10 |
50_10 |
- |
- |
сумма бутанов и бутиленов: |
Не нормируется |
- |
- |
||
не более |
- |
- |
- |
60 |
- |
не менее |
- |
- |
- |
- |
60 |
сумма непредельных углеводородов, не более |
- |
6 |
6 |
- |
- |
2 Объемная доля жидкого остатка при 20°С, %, не более |
0,7 |
0,7 |
1,6 |
1,6 |
1,8 |
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам для выбранной марки/сорта/типа/вида и пр., каких- либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" необходимо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется". В случае если требуемые значения по требуемым параметрам не применяются, исходя из выбранной марки/сорта/типа/вида и прочих характеристик, каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" необходимо указать "не применяется", либо указать "отсутствует".".
Таким образом, по показателю массовой доли компонентов Заказчиком установлено требование, которое не нормируется для всех марок сжиженного газа по ГОСТ Р 52087-2003. По показателю суммы пропана и пропилена участник закупки вправе указать числовое значение для марки ПТ.
По показателю наличия пропана участник вправе указать марки ПА или ПБА. При этом, ГОСТ Р 52087-2003 не содержит значение показателя наличия пропана 35_10.
Показатель суммы бутанов и бутиленов не нормируется для марок ПТ, ПА и ПБА, следовательно, числовое значение участник вправе указать для марок ПБТ и БТ. Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ Р 52087-2003 значение показателя суммы бутанов и бутиленов для марки ПБТ должно составлять не более 60%, а значение для марки БТ - не менее 60 %.
Согласно инструкции: "Символ "_" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель равный указанному или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения.
По показателю суммы непредельных углеводородов участник также вправе указать марки ПА или ПБА. Однако, по показателю объемной доли жидкого остатка при 20°С требованиям Заказчика соответствует только марка БТ.
Согласно п. 5.3 ГОСТ Р 52087-2003 температура самовоспламенения пропана в воздухе составляет 470°С, нормального бутана - 405°С. Следовательно, требование Заказчика (> 350°С) менее значений, установленных в ГОСТ Р 52087-2003.
Кроме того, наименования показателей температуры самовоспламенения и массовой доли компонентов содержат технические ошибки, что не позволяет предложить в первой части заявки товар, соответствующий требованиям государственных стандартов, что влечет в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, согласно которому части из показателей соответствуют различные марки сжиженного газа, при этом совокупности показателей может соответствовать только одна марка сжиженного газа.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления нестандартных показателей.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Например, согласно инструкции по заполнению первой части заявки Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ 466-75.
Согласно официальному сайту Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ГОСТ 466-75 не зарегистрирован.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления требований о соответствии государственному стандарту, который не зарегистрирован и не действует на территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 "Проволока п. 9" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Термическая обработка Есть/Нет. Точность изготовления Повышенная или нормальная. Группа I или II. Временное сопротивление разрыву От 390 Н/мм2. Отклонение по диаметру До -0,2 мм.".
Согласно инструкции по заполнению заявки предлоги "от" и "до" означают требования к показателям товаров, крайние границы которых не соответствуют потребности Заказчика.
Следовательно, по показателю отклонения по диаметру участник закупки должен представить значение более -0,2 (например, -0,1); по показателю временного сопротивления разрыву участник должен представить значение более 390.
Согласно п. 1.2 ГОСТ 3282-74, требование о соответствии которому установлено в документации о закупке, диаметр проволоки и предельные отклонения по нему должны соответствовать указанным в таблице 1, в миллиметрах:
Номинальный диаметр проволоки |
Предельное отклонение по диаметру проволоки |
|
|
повышенной точности |
нормальной точности |
2,80 |
-0,10 |
|
3,00 |
|
|
3,20 |
|
|
3,50 |
|
-0,16 |
3,60 |
|
|
4,00 |
|
|
4,50 |
|
|
5,00 |
|
|
5,50 |
|
|
5,60 |
|
|
6,00 |
|
|
6,30 |
-0,10 |
-0,20 |
7,00 |
|
|
8,00 |
|
|
9,00 |
|
|
10,00 |
|
|
Таким образом, участник закупки в соответствии с требованиями документации о закупке вправе предложить в первой части заявки проволоку диаметром 6,3 мм с предельным отклонением нормальной точности. Вместе с тем, участник закупки не вправе указать значение показателя предельного отклонения нормальной точности изготовления, соответствующее проволоке диаметром 6,3 мм, так как данное значение в соответствии с ГОСТ 3282-74 составляет -0,2 мм.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС приходит по показателю временного сопротивления разрыву, в отношении которого в соответствии с инструкцией участник закупки не вправе указать значение показателя 390 Н/мм2, которое соответствует требованиям ГОСТ 3282-74.
В соответствии с Таблицей 1 ГОСТ 7348-81, требование о соответствии товара установлено Заказчиком в документации о закупке, указаны следующие значения показателей в миллиметрах:
|
Проволока круглая и периодического профиля |
Проволока периодического профиля |
||||
Номинальный диаметр d |
Пред. откл. |
Глубина вмятин h, не менее |
Шаг вмятин А |
|||
|
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 |
|
номин. |
пред. откл. |
3,0 |
_0,04 |
_0,06 |
-0,12 |
0,15 |
6,5 |
+0,5 |
4,0 |
_0,04 |
_0,08 |
-0,16 |
0,19 |
|
|
5,0 |
_0,05 |
_0,08 |
-0,16 |
0,24 |
|
|
6,0 |
_0,05 |
_0,08 |
-0,16 |
0,30 |
7,0 |
|
7,0 |
_0,05 |
_0,10 |
-0,20 |
0,35 |
|
|
8,0 |
_0,06 |
_0,10 |
-0,20 |
0,40 |
|
|
Согласно требованиям документации о закупке по п. 3 Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено следующее требование: "Недостатки поверхности: На поверхности проволоки допускается местная рябизна, вмятины, риски, царапины, глубина которых не должна быть более четверти предельного отклонения проволоки нормальной точности".
Таким образом, Заказчиком установлены требования к значению показателя глубины вмятин менее значения, установленного в ГОСТ 7348-81.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке нестандартных требований к конкретным показателям товаров.
2. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 5.3 Части V "Инструкция по заполнению заявки" документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования о соответствии товаров: "ГОСТ 7348-81 товар номер девять; ГОСТ 3282-74 товар номер девять".
Согласно Приложению N 1 к Техническому заданию в п. 9 Заказчиком установлены требования к товару: "Олифа".
При этом, ГОСТ 7348-81 регламентирует нормы для проволоки из углеродистой стали для армирования предварительно напряженных железобетонных конструкций, а ГОСТ 3282-74 регламентирует нормы для проволоки стальной низкоуглеродистой общего назначения.
Следовательно, Заказчиком установлены требования о соответствии товара государственным стандартам, которые не распространяют свое действие на данный товар.
Требования к товару "Проволока п. 9" Заказчиком установлены в п. 3 Приложения N 1 к Техническому заданию.
Инструкция по заполнению первой части заявки не содержит указание на то, что требования о соответствии товаров государственным стандартам, установлены Заказчиком в соответствии с нумерацией товаров, которая содержится не в требованиях к конкретным показателям товаров в отдельном файле Приложения N 1 к Техническому заданию, а в соответствии с ведомостью, которая содержится в Приложении N 1 к Техническому заданию, опубликованному в составе документации о закупке.
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки содержит требования о соответствии государственных стандартов по нумерации товаров не в соответствии с требованиями к конкретным показателям товаров, что создает дополнительные барьеры для заполнения первой части заявки на участие в аукционе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам для выбранной марки/сорта/типа/вида и пр., каких- либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" необходимо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется". В случае если требуемые значения по требуемым параметрам не применяются, исходя из выбранной марки/сорта/типа/вида и прочих характеристик, каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" необходимо указать "не применяется", либо указать "отсутствует".".
Согласно доводам Заявителя инструкция по заполнению первой части заявки не содержит примеры показателей, в отношении которых участник должен указать знак "-", слова "не нормируется" или "не применяется"/"отсутствует".
Вместе с тем, например, в соответствии с ГОСТ Р 52087-2003 в отношении показателей суммы бутанов и бутиленов указано, что показатель не нормируется для марок ПТ, ПА и ПБА.
Таким образом, участник закупки в первой части заявки указывает знак "-", слова "не нормируется" или "не применяется"/"отсутствует" в соответствии с государственными стандартами, требование о соответствии которым установлено в документации о закупке.
Следовательно, довод Заявителя в данной части признан необоснованным.
Согласно доводам Заявителя инструкция по заполнению первой части заявки содержит противоречивый порядок заполнения.
Инструкция содержит, в том числе следующий порядок заполнения: "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.".
Согласно п. 4 "Растворитель п. 14" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Массовая доля толуола Должна быть более [62] %".
Инструкция по заполнению первой части заявки содержит приоритет порядка заполнения показателей, требования к которым установлены с использованием символов "[ ]" над порядком заполнения, согласно которому заявка не должна содержать слова "не более".
Следовательно, оспариваемый показатель в соответствии с инструкцией должен быть представлен в первой части заявки в неизменном виде.
3. Заявитель в жалобе указал на опубликование на официальном сайте единой информационной системы разъяснений положений документации о закупке не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно официальному сайту единой информационной системы Заказчиком опубликованы, например, разъяснения положений документации от от 09.10.2017 NРД1.
Согласно разъяснениям от 09.10.2017 NРД1 предметом запроса является, в том числе, следующий вопрос: "1.В соответствии с ГОСТ Р 52087-2003 по пункту 2 пропан сумма метана, этана и этилена не нормируется. Вами установлено 6...12%. 2.В соответствии с ГОСТ Р 52087-2003 по пункту 2 пропан сумма пропана и пропилена не менее 75% для ПТ, для остальных не нормируется. Вами установлено не более 38%. 3. В соответствии с ГОСТ Р 52087-2003 по пункту 2 пропан сумма пропана и пропилена: - в том числе про-пана показатель [35 10] % в ГОСТе не установлен. Вами установлено [85
10] или [50
10] или[35
10] Вопрос. Как определить участнику закупки показатели товара, если они не соответствуют ГОСТ?"
В отношении вышеуказанного вопроса Заказчиком опубликованы следующие разъяснения: "Участник закупки имеет право указать показатели в точном соответствии с ГОСТом, это не будет являться нарушением Требований к товарам, используемым при выполнении работ".
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе не установлены требования к содержанию разъяснений положений документации о закупке. Однако, Комиссия УФАС считает, что предоставление формального ответа, не соответствующего тексту запроса, либо не содержащего разъяснения, которые позволяют участнику закупки однозначно установить соответствие требований Заказчика положениям документации о закупке, противоречит сути нормы ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
По смыслу опубликованных Заказчиком разъяснений участник закупки вправе предоставить значения показателей в соответствии с государственным стандартом, в том числе в случае, если данные показатели не будут соответствовать требованиям документации о закупке.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе в части опубликования разъяснений положений документации о закупке, которые изменяют суть документации о закупке.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Виктория 7" частично обоснованной в части доводов:
- об установлении требований к конкретным показателям товаров не в соответствии с законодательством о контрактной системе
- об установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявки;
- об опубликовании разъяснений положений документации о закупке, которые изменяют суть документации о закупке.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 октября 2017 г. N 44-4047/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2017